Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Образование > Система исламского образования в России должна готовить мусульманских богословов мирового масштаба - муфтий Мукаддас Бибарсов

Система исламского образования в России должна готовить мусульманских богословов мирового масштаба, - муфтий Мукаддас Бибарсов
Система исламского образования в России должна готовить мусульманских богословов мирового масштаба, - муфтий Мукаддас Бибарсов

О ситуации на Северном Кавказе и в мусульманской умме России, о становлении отечественного религиозного образования и роли женщины в современном обществе наша беседа с Мукаддас-хазратом Бибарсовым, муфтием Саратовской области, одним из самых активных духовных лидеров страны.

- Мукаддас-хазрат, вы часто посещаете Северо-Кавказский регион. Что бы вы могли сказать о развитии Ислама в регионе, может есть ошибки в работе духовенства или поведении самих мусульман?

- Я постоянно слежу за ситуацией в регионе, как через СМИ, так и получая информацию от первоисточников, общаясь с мусульманами по телефону или скайпу. Вы правильно заметили, часто бываю в регионе, я вижу огромный потенциал, энергию, пассионарность жителей Кавказа. Но в то же время, конечно же, есть и проблемы.

Мы живем в век информационных технологий, когда информация, которую раньше обсуждали только в узких кругах, среди ученых, стала доступной для всех. Но не везде, в том числе на Кавказе, ею сумели воспользоваться правильно. Начали возникать дискуссии, споры, трения, приведшие к трагическим событиям, которые мы наблюдаем в регионе.


Когда неподготовленный человек получает религиозную информацию и использует ее по своему усмотрению - это равнозначно тому, что фермер начинает учить инженера или врача их профессии, причем лишь на основе того, что он слышал или читал. Наше общество оказалось в такой ситуации.

Что же касается ошибок, они есть у всех. Муфтии и имамы – такие же люди, как и остальные мусульмане. Когда мы встречаемся, обязательно обсуждаем возникающие проблемы и пытаемся найти решение. В частности, думаю, нам нужно больше заниматься просвещением людей, больше выходить к молодежи, находить к ней подход.

- К сожалению, Кавказ выставляется в негативном свете – теракты, убийства. Но их последствия сказываются в первую очередь на Исламе, на мусульманской общине. Как относится Ислам к таким радикальным проявлениям?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно взглянуть несколько шире на то, что происходит не только внутри России, но и вокруг нашей страны. Например, ситуация на Украине. События очень чётко обнажили фронты информационной войны в геополитическом противостоянии между великими державами.

Каждый из нас ежедневно ощущает на себе информационные атаки, противостоять которым мы пока практически не умеем. Умелыми манипуляциями в обществе формируется негативный образ целых народов и конфессиональных сообществ, и наше государство, к сожалению, ничего не может этому противопоставить. Хотя, есть мнение, что, например, расформирование РИА Новости - это этап зачистки пятой колонны в российском информационном пространстве, а то, что такая колонна есть, это очевидно.

Что касается терактов и убийств, не нужно лишний раз цитировать источники Ислама, а также учёных нашей уммы, запрещающих и выводящих за рамки Ислама те проявления, которые сейчас приписываются мусульманам.


Тут я должен добавить, что не верил и не верю, что взрывы и убийства людей организуются мусульманами.



- Почему, по вашему мнению, получается так, что молодой человек хорошо учится в школе, в вузе, он пример для соседей, но вдруг, в какой-то момент, уходит на нелегальное положение, принимает радикальные идеи?

- В первой части своего вопроса описывается некий молодой человек: пример для соседей, ответственный и способный. Вы рисуете положительный, красивый образ, и мы понимаем, что, наверняка, у такого человека в сердце есть добро и стремление к благу. Более того, у таких людей, особенно в силу их молодости, пассионарности, есть желание это стремление реализовать – изменить к лучшему целый мир.

Однако при соприкосновении с религией стремление уместно лишь на основе знаний и в строгих рамках дозволенного. Мы все знаем, что действие без знаний - это путь в никуда. Сегодня многие молодые люди удовлетворяются тем, что находят ответ на вопрос «Что нужно сделать?». А на вопрос «Как это сделать?» ответа они не ищут, потому что для этого нужна напряжённая учёба. «Нужно построить идеальный мир», и ребята идут его строить так, как им самим приходит в голову или как им кто-то советует, но не так, как это делал Пророк Мухаммад (САС) и его сподвижники.


Чтобы это преодолеть, необходимо выстроить такую систему исламского образования в России, продуктом которой являлись бы учёные масштаба мировой мусульманской уммы.

Я бы даже сказал, что это должно быть государственной задачей в сфере национальной и конфессиональной политики. Конечно, этот процесс постепенно идёт, но слишком медленно.

- Вас самого как-то обвинили в симпатиях к радикалам…

- Безосновательное обвинение, потому что я далёк от радикализма настолько, насколько далёк от этого Ислам – религия умеренности и серединности. У нас сегодня есть прослойка псевдо-экспертов, готовых обвинить в радикализме за отстаивание самых простых и базовых ценностей, например, за отказ от алкоголя и защиту мусульманского платка. Но на таких людей никто не ориентируется и не должен ориентироваться.

- По Вашему мнению, в современных условиях насколько необходимо строго следовать мазхабам? Некоторые говорят, что такое разделение в прошлом, что нет необходимости строго придерживаться определенной юридическо-богословской школы? А в арабском мире давно идет сближение мазхабов на основе сопоставления мнений ученых. Возможен такой подход в России?

- Насколько я знаю, среди ученых никогда не было строгого подхода к вопросам мазхаба как чуть ли не к отдельным религиозным течениям. Но я считаю, что простой человек в своем поклонении должен на что-то ориентироваться. Повару, программисту, менеджеру совершенно неважно, например, как поднимать руки, если он хочет благодарить Аллаха посредством намаза. Если придерживаться того принципа, который выдвигают так называемые «безмазхабники», то человек просто запутается. Поэтому он берет что-то одно из того, что оставил нам Пророк (САС). Это нужно, прежде всего, для удобства, и здесь я не вижу никаких проблем.

- Салафизм и суфизм. Во всем исламском мире эти два течения противопоставляют друг другу. Этого не избежала и Россия. Как найти точки соприкосновения этих течений?

- Не согласен с такой постановкой вопроса. Суфизм и салафизм не могут противостоять друг другу, потому что это, так сказать, плоды цельного вероубеждения – Ислама. Если и противостоят друг другу люди и группы, салафиты и суфии, то только те, кто не сумел в своих знаниях и благочестии коснуться основ нашей религии.

Поиск точек соприкосновения между такими группами - в том, чтобы изначально отказаться от любого противостояния и конфликта, а также в твёрдой опоре на Коран и достоверную Сунну. Имам Аш-Шафии (РА) говорил: «Дискутируя с кем-либо, я, как правило, считаю себя правым, а оппонента – ошибающимся, но при этом я допускаю, что могу ошибаться сам, в то время как мой оппонент может быть прав».

Абу Ханифа (РА) говорил: «Когда мы дискутировали , мы вели беседу в такой форме, будто на наших головах сидят птицы, которых мы боялись спугнуть грубостью, выкриками, оскорблениями, излишней эмоциональностью. Мы боялись, что наш оппонент в пылу спора допустит ошибку. Вы же, проводя дискуссии, желаете того, чтобы ваш оппонент ошибся». Да будет Аллах доволен нашими праведными предшественниками и учителями.

- Вы активный пользователь Интернета и социальных сетей. По Вашему мнению, они приносят добро, или зла от них больше?

- Думаю, негативного все-таки больше, чем хорошего. Это мое мнение. Я пользуюсь Интернетом для получения информации, но, когда смотришь ту же «ленту новостей», порой попадаются вещи в виде текста или фотографий, которые не соответствуют моим убеждениям, они приносят лично мне (думаю, как и любому мусульманину) негатив, вызывают внутреннее отрицание, забирают мой духовный заряд. А ведь наши дети сегодня постоянно сидят за компьютером, и далеко не все из них находятся в поисках знаний, а чаще всего, чтобы развлечь себя. И, кстати, интернет людей зомбирует больше, чем телевизор, потому что его сейчас не так часто смотрят.

- Каково место женщины в Исламе? Можно ли сохранить и применять традиции воспитания мусульманки в современном обществе, в мире глобальных процессов?

- В современном мире женщина играет все большую и большую роль, она принимает участие в общественной жизни, занимает активную позицию. Мусульманки сегодня участвуют во многих сферах, в их числе есть правозащитники, общественники, ученые и т.д. Порой на исламских конференциях в зале женщин больше, чем мужчин. Но все же, женщина – прежде всего мать, в воспитании детей она играет важную роль, думаю, даже более значимую, чем мужчина. Поскольку женщина проводит больше времени с детьми, она пример и ориентир для своих детей. Если говорить в частном порядке, традиции сохранить можно, но с каждым днем это сложнее сделать. Думаю, вопрос ношения хиджаба – это положительный пример стремления к своей самобытности, к своему «я».

- Складывается ощущение, что официальные религиозные структуры потеряли авторитет в общинах, их постановления и указы не выполняются, за ними не идут молодые мусульмане. Как исправить ситуацию, как стать настоящими лидерами среди мусульман?

- Во-первых, «указов и приказов муфтиятов» не бывает. Если исходить из уставов, то муфтият – это орган, который координирует деятельность религиозных организаций, издает фетвы (рекомендации). Но я хочу спросить, почему в духовной сфере должны работать только муфтияты? Ведь даже если посмотреть законодательство, муфтияты очень ограничены, на них возлагается чисто культовая деятельность.

Наша проблема в том, что мы не сумели создать мусульманское гражданское общество. У нас нет общественных институтов, просветительских центров, которые занимались бы, например, воспитанием. Я не понимаю людей, которые выдвигают претензии только к муфтиятам - посмотрите, изучите их устав. Где критикующие были раньше, в 90-е годы, когда все было проще? Почему не создали общественные организации, почему у нашей уммы нет частных детских садиков, нет частных школ, где было бы не только обучение, но и воспитание детей? Государство это позволяет. Кто должен этим заняться, муфтияты? Нет, этим должны заниматься общественники, активисты, бизнесмены и специалисты.

- Сегодня многие выступают против образования за границей, что именно оттуда идут радикальные идеи. Россия в состоянии сегодня обеспечить такой же высокий уровень образования для исламских деятелей?

- Если мы посмотрим историю высших исламских учебных заведений за рубежом, то увидим, что они формировались в течение многих столетий. Я не представляю, как в России за 10-15 лет можно создать вуз, который бы отвечал потребностям сегодняшнего дня, с учетом того, что в течение 70 лет, в советский период, было фактически искоренено, выжжено все, что мы имели в плане образования – кадры, учебники, программы... Естественно, пока без образования в зарубежных учебных заведениях мы не сможем обойтись. Другое дело, что начальное образование нужно развивать здесь, в России.

Что касается радикальных идей, исходящих из зарубежных учебных заведений, то, думаю, эту «угрозу» никто всерьез не воспринимает. Ведь радикальными идеями сегодня заражена не только исламская молодежь. Посмотрите на молодежную среду в целом.

А бездумные заявления в стиле «тащить и не пущать» некоторых деятелей о том, что нужно просто запретить учёбу за границей, не выдерживают никакой критики. Эти люди совершенно не разбираются в том, чем и какими интересами живёт сегодня религиозная молодёжь, поэтому дают нашему государству очень вредные безответственные советы. Не мешайте выстроить эффективную систему образования, и никто никуда не поедет.

- Ислам - религия серединности и отрицания радикализма, сказали Вы в одном из своих интервью. Как объяснить понятие серединность?

В качестве примера хотелось бы привести деятельность Духовного управления мусульман Саратовской области, все, кто знаком с нашей работой, соглашаются, что это как раз срединный путь Ислама. Это образование, просвещение, отстаивание своих интересов с учетом интересов представителей других конфессий.

Сегодня существуют две крайности – это обвинение всех и вся в грехах или «соглашательство», сознательное незамечание, утаивание проблем, неучитывание интересов простых мусульман. Между этими крайностями должна быть середина. Утаивание проблем, так же как и выискивание негатива, не приносит пользы ни мусульманам, ни обществу, ни государству.

- Что бы Вы сказали нашим читателям в конце беседы?

- Я хотел бы призвать читателей получать знания. Поскольку без знаний нет движения вперед. Жизнь показывает, что дело «не в количестве, а в качестве». И мусульмане должны быть грамотными во всех сферах, стать примером для окружающих.

Нужна постоянная работа над собой, самосовершенствование, самовоспитание. Недостаточно быть большим ученым, если у человека нет соответствующего поведения. Тогда его знания обесцениваются.

Беседовала Фатима Тикаева

Ислам в Евразии


16 апреля 2014    Саратовская область


16 апреля 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку