Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Образование > Стандарты исламского образования и их интеграция в общество и государство: кто заинтересован в стандарте

Стандарты исламского образования и их интеграция в общество и государство: кто заинтересован в стандарте Доклад декана очного отделения Московского исламского университета, кандидата педагогических наук Гульфии Юнусовны Хабибуллиной на всероссийской конференции «Проблемы стандартизации в системе мусульманского образования России», которая состоялась 3 июня 2013 года в Москве:

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены образовательные стандарты. Исходя из этого, стандарты должны быть государственными. Они служат сохранению базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Стандарты определяют структуру, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся, предъявляют требования к организации практик, к профессиональной подготовленности выпускника.  Сейчас это называется компетенции выпускника, и они тоже четко расписываются.

Итак, стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности, в нашем случае – в области образования и направлена на управление качеством образования. Следовательно, заинтересованы в стандарте и государство, и образовательные учреждения – для организации образовательного процесса по правилам и в дальнейшем доказать это соответствие при аккредитации.

Часто стандартизацию критикуют, приводя доводом второе, переносное значение понятия – лишенный оригинальности, своеобразия. Однако не будем принимать во внимание переносные значения. Стандарты не загоняют учебный процесс в жесткие рамки шаблона, наоборот, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для создания вокруг обязательного минимума содержания вариативных программ.

Исламские образовательные учреждения уже прошли через начальный этап развития, и до появления Государственного образовательного стандарта по теологии было совершено много ошибок, связанных с незнанием требований к уровню организации образовательного процесса. Именно с внедрением Госстандарта 520200 Теология появилось ясное представление целей, задач, путей их осуществления и произошло упорядочение, усовершенствование. И стало понятно, с чем прийти на аккредитацию.

ФГОС 033400 Теология третьего поколения, который утвержден приказом Минобрнауки в 2011 году и закреплен – очень свободный, здесь много нефиксированных параметров, что  позволяет делать конкретизацию для разных конфессий, для разных профилей подготовки и для разных правовых школ внутри одной религии.

Дальше – проблемы. Сложилась такая ситуация, что развивается только направление подготовки Теология, лицензировать и аккредитовать можно только бакалавриат и магистратуру по Теологии. А собственно-исламское образование, или, вернее сказать, направления подготовки по глубокому изучению различных отраслей исламских наук и подготовки кадров по таким направлениям – не развивается, либо энтузиасты делают первые шаги, но понимают, что в настоящее время не смогут получить лицензию и аккредитацию по таким направлениям подготовки.

Вторым документом, который должен соответствовать образцу, – т. е. Госстандарту, в настоящем является Примерная образовательная программа (ПООП).  Здесь, кроме всего, есть рекомендуемый список профилей подготовки бакалавров по исламской теологии: Корановедение и Хадисоведение, Систематическая теология ислама, Практическая теология ислама, История ислама, Государственно-конфессиональные отношения, Культура ислама.

  На основании ФГОС разрабатывается ПООП по разным профилям, а также внутри образовательной программы можно конкретизировать различные правовые школы. К примеру,  профессиональные учебные заведения Северного Кавказа ведут образовательную деятельность в рамках других правовых школ, поэтому учебники и учебные пособия будут другими, но образовательные программы, учебные планы должны отвечать одинаковым требованиям, при этом вузы имеют возможность конкретизировать свой Рабочий учебный план.

Итак, ПООП – это одна из возможностей реализовать свою образовательную программу.  

Такая примерная образовательная программа разработана и реализуется в трех вузах: Московский исламский институт реализует профиль подготовки Практическая теология конфессии: ПООП, Учебный план и другие документы поданы на аккредитацию; Российский исламский институт разработал профиль Систематическая теология конфессии и успешно прошел аккредитацию, Северо-Кавказским университетским центром разработан профиль Государственно-конфессиональные отношения.  Важнее всего, мы обмениваемся этим опытом между нашими вузами.

Работа по созданию ПООП на основании Госстандарта 033400 Теология велась в активном сотрудничестве с Свято-Тихоновским Православным институтом в рамках УМО по Теологии. Далее планировалось разработка по другим, уже обозначенным в Госстандарте профилям (Культура конфессии, История ислама, Коранистика, Хадисоведение) и расширение перечня профилей.  К сожалению, сейчас эта активность с нашей стороны понизилась в силу известных объективных и субъективных причин.

Сейчас можно поступить тактически мудро: для развития исламского религиозного образования срочно разработать промежуточный документ на основании Госстандарта 033400 Теология с перечнем всех профилей исламского религиозного образования, которые мы планируем реализовать, представить в Минобрнауки на утверждение и добиваться скорейшего утверждения. Пусть этот план гармонирует с Госстандартом по определению, по требованиям. А требования – это предполагаемые компетенции, благо, не придется их придумывать. Нет необходимости назвать этот документ стандартом: с одной стороны, разработка и принятие еще одного стандарта займет годы, с другой стороны, похожее название породит путаницу. При этом все равно этот процесс является стандартизацией исламского образования. Документ этот должен помочь разрешить наши проблемы, а не создавать новые. Например, из года в год тянется проблема признания степени образования преподавателей, получивших образование за рубежом. В пункте 7.16 ФГОС написано: Занятия по предметам профессионального цикла проводятся преподавателями из числа согласованных с уполномоченным органом соответствующей религиозной организации.

А вот в новом документе это конкретизировать и написать так: На период действия настоящего федерального государственного образовательного стандарта при получении учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными заведениями) лицензии для реализации образовательной программы в соответствии с требованиями настоящего ФГОС по согласованию с Советом по исламскому образованию могут учитываться лица, получившие учёные степени и (или) звания в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) Российской Федерации (либо назвать иностранные вузы).

В российском образовательном пространстве уже существует практика реализации ПООП по различным профилям. Например, в настоящем на основании Госстандарта по направлению подготовки Педагогическое образование совместными силами светских ученых-специалистов и профессионалов от культурообразующих конфессий разработана ПООП по профилю Культура конфессии, которая успешно прошла экспертизу и находится в Минобрнауки на утверждении и в ближайшее время будет реализовываться. Московский исламский институт планирует уже начать подготовку преподавателей ОРКСЭ в школе именно по этой ПООП: там тоже очень широкие возможности для традиционных в России религий при конкретизации Рабочего учебного плана и программ.

В настоящее время в России существуют все звенья религиозного обучения – вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе.  Но по-прежнему на первое место выдвигается профессиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, которые должны стать кадровой основой для последующего эффективного распространения религиозной культурной традиции и создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России.

А сегодня в связи с необходимостью достижения нового, современного качества в сфере профессионального мусульманского образования, возникла необходимость расширения и интенсификации образовательного процесса в тесном сотрудничестве: а) между исламскими образовательными учреждениями в рамках Совета по исламскому образованию; б) продолжить совместную работу с другими конфессиями в рамках УМО по теологии; в) по-иному строить отношения с государственными светскими вузами.  И мы надеемся, что, может быть, тогда будут разработаны безотлагательно необходимые Примерные и Рабочие образовательные программы, куда входят:  Требования к результатам освоения основной образовательной программы; Требования к промежуточным и итоговым экзаменам; Примерный учебный план; Учебные программы к каждой дисциплине; УМК к каждой дисциплине;  Программы практик.

И может быть тогда будут изданы  и распространены между вузами учебные и методические материалы применительно к конкретному учебному плану, к конкретной образовательной программе. Мы в них крайне нуждаемся, пользуясь в настоящее время либо своей рукописью, разработанной к конкретной учебной дисциплине, но не изданной, либо только лекциями и просто литературой об исламе.

3 июня 2013 года, Москва
Декан очного отделения МИУ Гульфия Хабибуллина


3 июня 2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку