Среда, 24 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Образование > Выпускники президентской программы 2021 года – молодые профессионалы и патриоты

Выпускники президентской программы 2021 года – молодые профессионалы и патриоты Несмотря на продолжающуюся эпидемию коронавируса, в мае-июле в российских университетах прошли государственные экзамены и состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Свои дипломы получили также студенты, обучавшиеся в рамках программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В ведущие отечественные вузы молодые люди поступили по направлению Духовного управления мусульман Российской Федерации. Выпускники рассказали об особенностях обучения, поделились своими научными интересами и дальнейшими планами.



Выпускник ИСАА Азат Ахмадуллин, закончивший в этом году бакалавриат политологического отделения на кафедре арабской филологии, защитил диплом на тему эволюции партийной системы Египта после Арабской весны. На вопрос о специфике политологического образования, он сразу подчеркивает его междисциплинарный характер. «Были совершенно разные научные дисциплины, в том числе, исламоведение, история арабского мира, экономика. Поэтому рассматривать только политологическое будет не совсем верно: у нас есть много студентов, которые с политологического отделения поступают в экономические вузы», - говорит выпускник.

Рассуждая о реализуемой программе по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислам, Азат отмечает, что она дает возможность будущим студентам ИСАА получать фундаментальные знания по арабскому языку и Ближнему Востоку. «Если есть заинтересованность в современных процессах, например, в Египте, Сирии, Ливане, то ИСАА – место, где можно узнать их историю, культуру, политику, быть специалистом в этой отрасли»,  – добавляет выпускник. Вне зависимости от выбранного на кафедре профиля – политологии, истории, филологии, экономики – студенты получают глубокие знания по истории ислама, арабских стран и всего региона.

Образование, по словам Азата, представляет разные точки зрения, но все они основаны на научном подходе и источниковедческой базе, а субъективное мнение сводится к минимуму.

«Например, когда я писал курсовую работу на втором курсе, брал тему исламской концепции прав человека, основанную на трудах немецкого исламоведа Маттиаса Роэ. Там дается представление об исламе с точки зрения светских ученых».

В качестве возможных направлений применения полученных знаний Азат упоминает дипломатическую деятельность – работу в посольствах и соответствующих государственных структурах для политологов и академическую деятельность, преподавание для филологов. И то, и другое он считает перспективными направлениями.

Сам Азат планирует дальнейшее обучение в магистратуре ИСАА, а будущим абитуриентам советует внимательно отнестись к выбору кафедры: «Кафедра арабской филологии – одна из самых перспективных, авторитетных кафедр, здесь очень сильный преподавательский состав».



Другой выпускник политологического отделения кафедры арабской филологии Артур Селимов предупреждает о специфике получаемого в ИСАА образования и рекомендует поступать в образовательное заведение тем, кто «увлечён Ближним Востоком, в том числе изучением ислама, религии». Тема его выпускной квалификационной работы – политическое противостояние Саудовской Аравии и Ирана на современном этапе.

Артур также хочет продолжить обучение в магистратуре на политологическом отделении и считает, что можно найти множество интересных вариантов применения этому направлению. По его мнению, программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Институте стран Азии и Африки работает очень плодотворно:

«За 4 года я накопил намного больше знаний об исламе. Если до этого я знал какие-то общие вещи, то спустя 4 года стал разбираться в регионе Ближнего Востока и в исламской религии на более глубоком уровне».

Прекрасный спектр дисциплин исламоведческого профиля представлен также в рамках программы «История и культура ислама», реализуемой на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета, рассказывает его выпускница Саида Валеева. Вместе с тем она отмечает сильную языковую подготовку, предлагаемую вузом: один основной восточный язык, два дополнительных, а также западные языки.

В отличии московских коллег, выпускная работа Саиды имеет меньший политологический уклон:

«Моя тема посвящена малазийскому ученому Саиду Накибу аль-Аттасу и его взглядам на роль религии в современном обществе. В работе я рассматриваю социально-политическую ситуацию в самой Малайзии, чтобы дать контекст, географию и взгляды этого ученого на ориентализм, суфизм, различные течения мусульманской мысли. Третья глава посвящена взглядам ученого на религию и секуляризм, его проекту по исламизации знания, который касается образования».

Основным мотивом для поступления на программу «История и культура ислама» является развитие академической  деятельности, считает Саида. Свою профессиональную деятельность она видит в качестве эксперта в международных неправительственных организациях, занимающихся гуманитарной деятельностью.

Другой дипломированный бакалавр Восточного факультета СПбГУ Фянис Хамидуллин написал выпускную квалификационную работу о различных направлениях исламского права и важнейших инструментах фикха в современных условиях. Как рассказывает Фянис-хазрат, данным направлением он начал заниматься еще с первого курса бакалавриата: изучил историографию вопроса, знакомился с трудами признанных исламоведов и правоведов, среди которых были работы и профессоров Леонида Сюкияйнена и Дамира Мухетдинова. Отмечая, что сегодня понятия фикх и шариат часто рассматриваются как синонимы, Фянис-хазрат сообщает, что тем актуальнее представляется сравнительное изучение шариата и фикха и их соотношения: первого как более широкого понятия, включающего отношения человека с богом, между людьми, между верующими и государством, и второго как практической реализации первого при разработке конкретных вопросов. Рассказывая о принципах фикха, он выделяет в качестве наиболее интересных для себя принципы про адат и иджтихад, являющиеся важным инструментарием для вынесения религиозно-правовых решений.

Молодой выпускник планирует продолжать учебу в магистратуре СПбГУ по тому же направлению «История и культура ислама». По его словам, обучение в рамках программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама позволяет желающим развиваться в лоне востоковедения или исламоведения с углубленным изучением арабского языка. Язык, сообщает Фянис-хазрат, является важной составляющей образовательной программы и подразделяется на разные аспекты: исторический арабский позволяет работать с архивными документами, современный арабский, язык прессы позволяет, например, коммуницировать с коллегами и единоверцами из Ближнего Востока. Вспоминая учебу в вузе, он отмечает:

«Понравилась сама атмосфера, которой пропитан университет, дух его истории. Это очень приятно, воодушевляет: понимаешь, что здесь когда-то учились знаменитые ученые, исследователи».

О сильной языковой подготовке говорит и выпускница ИСАА Айша Билялова. На вопрос о том, что понравилось в учебной программе, отвечает: «Арабский язык, арабский язык и еще раз арабский язык». По итогам 4 лет обучения студенты овладевают свободным переводом, чтением и общением на арабском языке. Этому способствует обилие практики и уникальные преподаватели, объясняет Айша:

«У нас в аудитории было человек семь, когда мы только учились писать, я помню, как к каждому подходили, уделяли время, внимание. Это очень важно на первых порах».

Отвечая на вопрос о том, каким образом в рамках политологического отделения проявляется программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, Айша отмечает, что, когда речь идет об арабском Востоке, непосредственно затрагивается тема ислама в плане языковом и культурологическом, так как язык – это часть культуры, и добавляет: «Арабский язык – язык Корана. Когда мы читали тексты, мы также изучали суру «Фатиха», брали основы Корана». Обучение языку сопровождалось также научными и практическими конференциями, на многие из которых группу арабистов приглашали в ДУМ РФ.

Однако не только арабский язык составляет сильную востоковедческую школу ИСАА. Фундаментальные знания также дают по истории арабских стран.

«Когда мы изучали историю арабов, наш преподаватель сказал: мы вас готовим специалистами, поэтому давайте вы про все мазхабы будете знать. То есть преподаватель дал значительно больше, чем предполагал минимум по программе», - вспоминает Айша.

Однако научные интересы выпускницы связаны все же с политической обстановкой в арабских странах. Начиная с курсовых работ, посвященных миграционным процессам в регионе, она через рассмотрение вопроса феминизма и политическую интеграцию женщин пришла к теме ВКР, посвященной политическому участию женщин в ОАЭ, Ливане и Тунисе.

Рассказывая о своем отношении к феномену, когда программа, предполагающая академическое обучение, реализуется  при участии религиозной организации, Айша делает замечание, что между религиозным и светским образованием есть определенный мостик и продолжает:

«Мне кажется, это превосходно, что есть такие организации, которые занимаются вопросами образования и заинтересованы в том, чтобы нынешняя молодежь была вовлечена как в религиозную сферу, так и в сферу образования. Это очень важно.

Я благодарна Духовному управлению мусульман Российской Федерации за такую возможность, потому что столько опыта, знаний, интересных конференций –дорогого стоит».

Как ее коллеги Азат и Артур, Айша стремится продолжить обучение в магистратуре ИСАА и надеется на возможность стажировки в международных организациях или зарубежных научных центрах.

В отличии от выпускников бакалавриата, которым только предстоит найти область своей профессиональной реализации, Рамзан Хациев окончивший Восточный факультет СПбГУ, уже применяет на практике полученные в ходе обучения знания. Он работает преподавателем в Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Хотя, как отмечает сам Рамзан, учеба в СПбГУ отнюдь не простая, и добавляет, что в отношении арабского языка вуз является одним из самых сильнейших в России, он сам начал преподавать арабский еще во время учебы:

«Старался применять те методы, которые узнавал в университете, реализовывать их в преподавательской деятельности. Видел, что это эффективный способ изучения арабского языка, в том числе, по отзывам учеников. Параллельно я сам учился и потом старался дать эти знания прихожанам».

На вопрос о том, кому может подойти программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, Рамзан замечает, что в их группе половина студентов была не из числа мусульманам, а программа заинтересует всех, кто хочет интеллектуально совершенствоваться.

«Для работы в арабских странах не обязательно быть мусульманином. Знание и понимание традиций и религиозных обрядов мусульманских народов может быть важно для дипломатической работы», - объясняет выпускник.

Рамзан также подчеркивает, что на факультете все время ощущалась атмосфера толерантности. То нашло отражение и в изучении других религиозных традиций. Его собственная работа посвящена отчасти мистицизму, отчасти тарикатской государственности: на примерах имамата Шамиля на Кавказе и эмирата Абд аль-Кадира в Алжире Рамзан постарался выявить, как тарикатское движение участвует в формировании государства.

Айрат Аймалетдинов, защитивший в этом году научную квалификационную работу и закончивший аспирантуру ИСАА, является сотрудником ДУМ РФ. Высшее образование (специалитет) он также получил по президентской программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, отучившись в ННГУ им. Лобачевского на Факультете международных отношений по специальности «Политология».

Во время учебы в аспирантуре он также выбрал политологическое научно-исследовательское направление и в сфере его интересов находятся государственно-конфессиональные отношения. По этой теме Айрат и планирует в будущем защищать кандидатскую диссертацию.

Айрат подчеркивает, что обучение в аспирантуре помогает расширить свой кругозор, обратиться к более широкому кругу источников, истории изучения вопроса, по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы и объясняет, как учеба повлияла на его работу:

«Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность руководству ДУМ РФ в лице муфтия шейха Равиля Гайнутдина за предоставленную возможность обучения в столь престижном вузе. Я очень признателен первому заместителю муфтия Дамиру-хазрату Мухетдинову, профессорско-преподавательскому составу института, и лично моему научному руководителю профессору Наталье Сергеевне Кулешовой за все годы обучения и поддержки наших научно-исследовательских изысканий. Наша организация имеет богатый успешный опыт конструктивного взаимодействия с ведущими вузами в деле развития мусульманского религиозного образования и подготовки кадров для религиозных организаций мусульман. Получение качественного гуманитарного образования помогает по-другому взглянуть на свою ежедневную работу, осмыслить и систематизировать свои знания и опыт во многих направлениях деятельности ДУМ РФ: в отношениях с органами государственной власти и общественными объединениями, внутренних коммуникациях и организационной деятельности, информационно-аналитической работе и т. д. Также отрадно, что из года в год структуры ДУМ РФ наполняются молодыми специалистами, имеющими как высшее религиозное, так и специальное гуманитарное образование».


сайт Мусульмане России


15 июля 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку