Интервью Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина официальному сайту СМР muslim.ru
Еще одним из результатов нашей встречи в резиденции СМР стала договоренность о проведении в Стамбуле конференции, которая соберет специалистов по джаддидисткому реформированию, что послужит новым импульсом для развития философии и практики умеренного Ислама. Принимавший участие во встрече Посол по особым поручениям МИД РФ Вениамин Попов поддержал идею подобной конференции и обещал содействие ее проведения министерства Иностранных дел России.
Генеральный секретарь ОИК проявил интерес к образовательным и просветительским программам СМР, книгоизданию, пообещав моральную и материальную поддержку по всем обозначенным проектам.
Гость заявил о готовности поддерживать СМР в вопросах расширения и строительства Московской Соборной мечети как главной мечети России, однако проинформировал собравшихся, что на состоявшейся в рамках его нынешнего визита встрече с Юрием Михайловичем Лужковым, Мэр Москвы подтвердил готовность городских властей осуществлять поддержку строительства Соборной мечети.
важаемый Равиль хазрат, что на Ваш взгляд является определяющим для развития Ислама в современной России? Ислам на территории современной России насчитывает более чем 1400-летнюю историю. На территории Поволжья ислам как официальная религия был принят населением почти на столетие ранее, чем состоялось крещение Руси. И за многие столетия на наших территориях никогда не было религиозных войн, народы России, исповедующие различные религии жили без межконфессиональных битв. За последние годы наш опыт добрососедского сосуществования с представителями других религий, опыт мирного межрелигиозного диалога стал примером и образцом для многих стран, в частности для Объединенной Европы. На протяжении всей российской истории мусульмане жили исключительно мирно рядом с православными христианами, для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма – даже в условиях отсутствия нормальных условий для исповедания веры и при настойчивых попытках государства «христианизировать» татар и башкир. Российские мусульмане всегда с честью исполняли свои гражданские обязанности, оставаясь приверженцами своей веры. Сегодня мы живем в светском государстве, Конституция Российской Федерации гарантирует нам свободу вероисповедания, свободу частной жизни и общественной деятельности в соответствии с исламскими убеждениями. В России мусульмане имеют все возможности, даже большие, чем во многих мусульманских странах, жить в соответствии с канонами Ислама. Мы россияне, но, одновременно мы – часть мирового мусульманского сообщества. Мы с удовлетворением восприняли в этой связи и слова Президента России В. В. Путина, сказанные в этом году на открытии сессии нового парламента Чеченской Республики, о том, что Россия была и будет надежной защитницей Ислама. Российское государство понимает, что российские мусульмане, оставаясь патриотами своей Родины, должны ощущать себя в полной мере частью мировой исламской уммы. Означает ли, что все проблемы мусульман России решены и для Ислама в нашей стране созданы все условия? Нас устраивает принятое в Российской Федерации законодательство, регулирующее религиозную сферу и позиция Президента РФ по этому вопросу. Слова, сказанные Президентом Российской Федерациина встрече с Генеральным секретарем ОИК 7 июня с.г.: «Миллионы российских граждан, исповедующих ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира. Развитие отношений с исламским миром является одним из приоритетов внешней политики России», - вновь подтвердили позицию российского государства. Однако, одно дело – закон, другое – его исполнение. Нарушения закона, затрагивающие интересы верующих, в том числе, и мусульман, к сожалению, происходят не так уж и редко. В некоторых регионах чинят препятствия при строительстве мечетей и открытии учебных заведений. Мы держим под контролем ситуацию в Костроме и Астрахани, где местные власти чинят препятствия законно оформленному и уже начатому строительству мечетей. А ведь верующие люди в мечетях с помощью и под контролем наших духовных управлений постигают Ислам и его истинные ценности веру, это верный путь избежать сектантства и радикализма. Просветительская деятельность мечетей призвана бороться с существующим, к сожалению, экстремизмом, использующим имя Ислама, мусульманскую символику, и, что самое страшное, души и жизни молодых последователей Ислама в страшных и разрушительных целях. Отсутствие жизненных перспектив для молодежи и ксенофобия также способствуют росту радикализма. Мы благодарны нашим соотечественникам, органам власти за то, что в России не дали разгореться в полную силу пресловутому «карикатурному скандалу», за понимание большинством СМИ необходимости внутренней культуры и внутренней цензуры в вопросах, касающихся чувств верующих. Борьба с экстремизмом должна стать одним из ключевых вопросов для исламского мира. Мы должны донести до людей понимание, что есть истинный Ислам, одновременно воспитывая молодежь в духе умеренного Ислама. Историческое равновесие, сложившееся в России, уникально, однако подобное равновесие надо уметь сохранять, ибо разожженный пожар конфессиональных и национальных войн может гореть веками. Важно находить точки соприкосновения в диалоге, добиваться цели, обдумывая средства. Уважаемый Равиль Хазрат, расскажите подробнее о создании при Совете муфтиев России Центра по распространению умеренного ислама. Будет ли это только просветительский и образовательный Центр, или Вы видите за ним какую-то другую роль? Очень важно понять, что умеренность в Исламе - это не новое положение нашей религии. Важно разъяснить это человечеству, просвещать самих мусульман в этом духе. Обсуждение этой проблемы идет непрерывно, помимо нашей конференции во всем мире мусульмане находятся в активном поиске достижения срединного, умеренного пути. Эта проблематика обсуждалась на представительной конференции в Кувейте в апреле этого года, этой же теме в мае был посвящен форуме в Лондоне. Во всех этих мероприятиях принимают участие представители Совета муфтиев России. Главной задачей проведенной Советом муфтиев России в конце мая в Москве международной конференции стала выработка форм и методов работы с мусульманской молодежью России с целью направления ее на умеренный, «срединный» путь и отвращения от радикальных идей и настроений. Основной лозунг этой конференции – «Умеренность – прямой путь в Исламе». Необходимость создания Центра по распространению умеренного Ислама продиктована теми идеями, которыми изначально проникнуто наше вероисповедание. Пророк наш Мухаммад (САС) говорил, что Ислам является религией середины и не приемлет крайностей. Середина – это Аль-васатыйа – и есть взвешенность, умеренность. В мусульманской культуре Аль-васатыйа обозначает важнейшую человеческую добродетель. И когда мусульмане говорят об умеренности, то имеют в виду желание и умение соизмерять свои взгляды, желания и поступки в противовес разного рода крайностям во взглядах и поступках. Умеренность означает выбор серединного, разумного пути во всех ситуациях. Важно понимать, что гуманистические ценности в Исламе – это не отрицание всеобщих прав и свобод человека, а свод моральных норм поведения, обязательный для тех, кто добровольно принял веру в единственного Создателя и Владыку миров. Это наша мирная цивилизационная альтернатива псевдолиберальной трактовке прав и свобод человека. Таким образом, гуманистические ценности в Исламе – это не что-то нарочно придуманное, как говорится, «на злобу дня», это – содержание самого исламского учения и практики, к сожалению, оказавшееся ныне в тени общественного внимания на фоне репортажей о террористических актах. В Совете муфтиев России всегда главенствовали идеи умеренного ислама. Более чем тысячелетний опыт мирного сосуществования представителей разных конфессий в центральной России сегодня служит образцом и уроком для всего мирового сообщества. Создание нового Центра умеренного Ислама, в первую очередь, обусловлено необходимостью консолидации всех усилий людей, исповедующих Ислам на восприятие истинных исламских ценностей и на воспитание в себе достойного всех коранических заповедей человека. Этому должна служить вся наша работа, на это должны быть направлены просветительская и образовательная деятельность, работа с молодежью, развитие теологами богословской мысли. И именно объединение интеллектуальных сил мусульманской богословской мысли в Центре по распространению умеренного Ислама, позволит просвещать людей, в первую очередь, молодежь, тех, кому искать ответы на вызовы времени. Уважаемый Муфтий, в условиях глобализации, грандиозных перемен нарастающих со стороны технологического прогресса, какова судьба исламской цивилизации, будет ли это просто «срастание» с Западом, неизбежное принятие либеральных ценностей, как обязательный «довесок» к прогрессу? Исламский мир огромен и многообразен. Многообразны и течения исламской мысли; современные идеологи Ислама призваны найти ответ на вопрос: каков идейный потенциал Ислама, способна ли наша религия предложить своим последователям действенную, обоснованную позицию, в которой приверженность исламским ценностям не противодействовала бы, а напротив, позволяла активно осваивать достижения прогресса в науке и демократии в обществе. Я убежденно разделяю точку зрения, что демократия заложена в самих основах нашей религии. Мерилом Веры м Богопочитания в исламе является добродетель, а слово «Ислам» в своей основе в переводе с арабского языка означает «спокойствие, мир самим с собой». Божественные законы – Дин – определяют жизненный уклад верующего. И речь идет о восприятии мира не с точки зрения узко трактуемых предписаний шариата, а с точки зрения сути, основ самого Ислама. И разговор совсем не о реформаторстве или модернизации нашей религии, но следует помнить: Воистину, Аллах поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания, на высокие ступени (Св. Коран, 58:11) Реформаторы конца ХIХ века именно так пытались модернизировать Ислам с точки зрения возврата к краеугольным основам нашей религии через иджтихад – путем выработки новых воззрений на вопросы, которые невозможно решить с помощью шариата. Сегодня важно обосновать современный исламский взгляд на меняющийся мир, и в этом вопросе важна умеренность и взвешенность в подходах и принимаемых решениях. Для нас сегодня важно, дать возможность развиться существующим, но мало или совсем неслышимым большинством людей позитивных идей Ислама, которые противостоят террору и насилию и развивают истинные положения, заложенные в нашей религии. Терпимость и миролюбие для истинного мусульманина – это выполнение воли Всевышнего Аллаха, а образец для подражания – пророк наш Мухаммад (САС), человек, проявлявший любовь и милосердие ко всем созданиям Творца, человек высокой нравственности и терпения. Срединность – сегодня побеждает как основа исламского мировоззрения; во многих мусульманских странах именно такое направление воспринимается как перспективное и закладывается как основа официальной политики. А это означает, что этим позициям именно сегодня возможно придать дополнительный импульс и для служения делу Ислама в целом, разработать концепции, которые помогут мировой умме обосновать свою позицию и положение в современном мире, и, в первую очередь, избежать пресловутый «конфликт цивилизаций», неизбежность которого пытаются разыграть отнюдь не мусульмане. 16 июня 2006 года.