Четверг, 25 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > ФОРМИРОВАНИЕ УМЕРЕННОСТИ В ИСЛАМЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ПУТЬ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции "Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму".

 

Бисмиллахир рахманир рахим!

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

 

Уважаемый Президиум конференции, Уважаемые муфтии!

Ваше Высокопреосвященство! Ваши Превосходительства!

Братья и сестры! Дамы и господа!

Уважаемый Президент Республики Дагестан Муху Гимбатович! Приветствуя Вас, хочу поприветствовать моих братьев и сестер, всех граждан Дагестана и передать пожелание мира, добра и благоденствия!

Ас-саляму аляйкум, ва рахматуллаhи ва баракатуh!

Мир Вам и Благословение Всевышнего Аллаха!

Мне, религиозному деятелю, неоднократно приходилось высказываться по проблеме экстремизма, попытками связать его с Исламом. И, готовясь к сегодняшнему выступлению, я еще раз обратился к собственным выступлениям и к официальным документам Совета муфтиев России по этому вопросу. Главное внимание в них я уделял обоснованию, доказательству одного единственного тезиса - Ислам не является первопричиной, источником экстремизма и терроризма. Такой  акцент был вынужденным ответом на многочисленные публикации средств массовой информации, на выступления отдельных политических и общественных деятелей, которые, говоря об экстремизме и терроризме, прямо связывали эти действия с учением Ислама.

Так продолжалось, к сожалению, многие годы. И нам, мусульманским деятелям, приходилось защищать учение своей религии от несправедливых утверждений, доказывать, что Ислам категорически отвергает агрессию и террор, Ислам не только не призывает своих последователей к экстремизму и терроризму, но и осуждает эти явления, приравнивает убийство одного человека к убийству всего человечества.  Не скажу, что обвинения Ислама целиком ушли в прошлое. Достаточно отметить, что и в эти дни отдельные правоохранительные органы продолжают искать крамолу в трудах признанных мусульманских богословов, как Саид Нурси, там, где ее не было и нет.

И не единичны случаи, когда после теракта, после совершенного где-то преступления, преследуют и задерживают мусульман, никаким образом к этому преступлению не причастных.

Но, благодарение Аллаху, времена начинают меняться. Достаточно отметить, что устами главы нашего государства Владимира Владимировича Путина, авторитетных политических, научных и общественных деятелей признано, что Ислам, как и другие традиционные для России религии, не призывает верующих к насильственным действиям, направленным против основ государства, против мирных, ни в чем не повинных граждан.

Ведь преступления и террористические акты совершаются также представителями других религий, и из-за их действий не должны быть брошены обвинения на всю религию и на всех ее последователей!

«Миллионы российских граждан, исповедующих Ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира. Развитие отношений с исламским миром является одним из приоритетов внешней политики России», - эти слова принадлежат Президенту Владимиру Путину. «По нашему глубокому убеждению, деление мира по конфессиональному, цивилизационному принципу гораздо опаснее, чем прежнее деление по идеологическим принципам» утверждает Президент.

На протяжении нескольких последних веков наблюдается отставание исламского мира в сфере науки, технологии и, следовательно, экономики, результатом чего становится кризис, а также многие другие отрицательные явления, что ведет к ослаблению этих стран. Распад колониальной системы лишь усугубил этот кризис.

Одним из последствий этого кризиса стало расслоение общества в этих странах, неприятие народными массами своих правителей и элитой,  при одновременном неприятии народными массами империализма.

Из этой картины, представленной в общих чертах, становится ясно, что возникновение экстремизма – это как бы следствие проявления сути вещей: социальная несправедливость нищета народных масс в регионах, а не принадлежность к религии, порождают реакцию, ставшую основой терроризма.

Есть мнение, что национализм, расизм и откровенный фашизм в сегодняшнем обществе развиваются активнее любых других социальных течений. Все более демонстративный характер, по наблюдениям экспертов приобретает насилие организованных скинхедских группировок.

 

Уважаемые участники конференции!

 

В нашем обществе постепенно начинает преобладать убеждение, что действия отдельных лиц и групп нельзя приписывать религии, ее учению. И признание этих истин в нашем обществе дает мне возможность сегодня  поговорить о  профилактике экстремизма, в том числе экстремизма, использующего знамена Ислама, что противоречит нашему учению, противоречит заветам Священного Корана.

С одной стороны,  я говорю о том, что ислам не имеет отношения к экстремизму, а, с другой, об экстремизме, окрашенном в цвета ислама. Противоречия здесь нет. Нет потому, что в первом случае речь идет об учении Ислама. Об учении, не требующем от верующего противостояния происходящим в обществе по воле Всевышнего Аллаха  изменениям. Об учении, приветствующем мусульманина, сохраняя верность своей религии, живущего и  действующего в соответствии с требованиями эпохи. Именно на это направлены заветы Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) мусульманам, закрепленные в Священном Коране и хадисах пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Во втором случае  речь идет о верующих,  об их личном отношении к происходящим в жизни общества и личности изменениям.  И мы не можем не признать, что среди российских мусульман встречаются отдельные люди, отрицательно относящиеся к сегодняшней действительности. В их понимании возрождение Ислама, начавшееся в России после 1991 года, - это должен быть возврат к далекому прошлому, к временам, когда все сферы жизни без исключения находились под воздействием шариата и духовенства, возможность построить несбыточный всемирный исламский халифат. Это люди, которые стремятся копировать  образ жизни мусульман, живущих в странах, резко отличающихся от России своей историей, уровнем социально-экономического, духовного развития своих граждан. Таких людей не устраивает отделение государства и Ислама, свобода многих сторон жизни общества и личности от прямого воздействия религии. Им не нравятся служители Ислама, рядовые верующие, живущие и действующие с учетом многонационального и поликонфессионального характера России, реальной жизни, требований эпохи. Они считают себя борцами за истинный ислам и готовы обвинять в неверии не только последователей других религий, верующих в Единого Бога, но и своих единоверцев, не разделяющих их взгляды. Из таких людей и состоят экстремисты, такого рода люди и примыкают к ним.

Много ли таких мусульман в нашей среде? Совсем немного. Но в том-то и беда, что именно они создают у последователей других религий представление об исламе и мусульманах, наносят колоссальный вред гражданскому миру и согласию в обществе, вносят смуту в ряды мусульманской общины. По точному выражению Генерального секретаря Организации Исламская Конференция Экмаледдина Ихсаноглу,  «Ислам стал заложником кучки экстремистов и террористов». Мы видим одной из важных своих задач: изменить сложившиеся и все более усердно создаваемые стереотипы об Исламе, прекратить вынесение в броские заголовки и репортажи СМИ информацию об «исламистах», преодолеть практику исключения из информирования наших сограждан об истинном учении Ислама и правды о последователях нашей мирной и миролюбивой религии.

Время показало, что административные меры не дают желаемого эффекта в борьбе с экстремизмом и, тем более, для его профилактики. И перед нами стоит одна задача:  добиться такого положения, когда ряды прикрывающихся религиозным флагом экстремистов не только не будут расширяться, но и постепенно сойдут «на нет»? Что же мы можем противопоставить предрасположенным к экстремизму мусульманам?

Уважаемые участники конференции!

 

Поскольку истоки религиозного  экстремизма уходят в незнание учения религии, то, повторяю, самым эффективным способом преодоления и профилактики этого явления должно стать просвещение верующих. Что касается учения Ислама, в нем заложен огромный потенциал, который можно охарактеризовать, обозначить одним понятием. И понятие это - "умеренность" (по арабски "аль-васатыйя"). Хочу обратить ваше внимание на то, что об умеренности Ислама заговорили не в связи с событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.  Ведущие мусульманские богословы начали изучать, говорить и писать об умеренности Ислама задолго до этих событий, задолго до того, как на Западе, потом и в России Ислам прочно связали с экстремизмом и терроризмом, стал модным термин "исламский экстремизм". В некоторых мусульманских  странах умеренность или идеология "срединного пути"  взята в качестве социальной доктрины Ислама. В апреле 2006 года в Кувейте прошла Всемирная конференция мусульманских богословов, обсудившая вопрос об изучении и распространении идеологии умеренности в Исламе. Очередная такая конференция  закончилась всего неделю тому назад.

Изучением и распространением умеренного Ислама, формированием в сознании и поведении верующих умеренности занимается и Совет муфтиев России. В 2006 году в Москве мы провели международную конференцию, посвященную вопросам умеренности в Исламе. Первые  результаты поисков опубликованы в  нашей газете "Ислам минбере" в виде  девяти проповедей. Подготовлен еще ряд проповедей и наставлений по этой теме.

По учению нашего Пророка (САС) «Ислам религия середины и не приемлет крайностей».

 

Многоуважаемые участники конференции!

 

Утвержденный нами регламент не дает мне возможности развернуто представить вам понятие умеренности буквально во всех аспектах учения Ислама. Ограничусь изложением  принципиально важных для профилактики экстремизма положений Корана и хадисов.

1. По Исламу с религией  связаны  буквально все стороны жизнедеятельности человека. Всевышний Аллах любит Свое творение - человека, знает его силу и слабости  и "возлагает на душу только то, что она может"  (23: 64).

Общеизвестен такой хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),  сказавшего:

"Облегчайте людям жизнь, а не затрудняйте, возвещайте им благое, а  не отталкивайте их от себя".

2. В Исламе действует принцип: 

"Нет принуждения в религии" (2:256). Принципом же этим нельзя руководствоваться, не будучи умеренным, не отказавшись от любых насильственных действий по отношению к другим из-за вопросов веры.

 

Уважаемые участники конференции!

Недавно мы с вами, все россияне, узнали о раскрытии заговора, готовящегося террористического акта против губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко. И какова была негативная реакция мусульман, когда задержанный участник подготовки теракта парень в итоге оказался якобы недавно принявшим Ислам! Средства массовой информации и здесь постарались! В подоплеке этой информации преподносится, что на преступление его подтолкнул переход в Ислам?

Неоднократные призывы государственных деятелей, политиков, специалистов и аналитиков по формированию общественного мнения не называть национальность преступника, чтобы не обострять отношения с соседними народами, не называть принадлежность  к той или иной религии, чтобы не вызвать межконфессиональную конфронтацию не услышаны. Задается вопрос: а не пора ли  принять закон на запрет по информированию национальной и конфессиональной принадлежности нарушителей закона?

Может быть, действительно, следует придать силу закона этим столь важным моментам в деле сохранения единства российского общества, нашей России.

И очень важно:  журналистам, работникам СМИ уяснить -  ни в коем случае нельзя террористам и самоубийцам-смертникам присваивать священные для мусульман звания, такие как «шахид», «шахидка», а называть их так, кем они являются: террористами и самоубийцами. Это очень важно:  не делать их подобными высокими званиями примером для подражания для тех подростков, которые слышат от проповедников истинное значение подобных священных званий и попадают в сети лже-учения и лже-подвига.

Ситуация, связанная с угрозой жизни Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко возникла и как результат утраты контроля над религиозным просветительским процессом, отданного на откуп заезжим проповедникам, по-своему трактовавшим священные обязанности мусульманина и это, наряду с отсутствием в регионе авторитетного мусульманского духовного лидера чуть не привело к большой трагедии.

На 14 июня я запланировал провести совещание в Москве, с участием мусульманских и общественных организаций Санкт-Петербурга по вопросу восстановления влияния на ведение просветительской работы в Санкт-Петербурге и области, для преодоления  подобных ситуаций в будущем. Еще раз убежденно говорю: для того, чтобы не появлялись учителя, несущие чуждые знания, вредную идеологию и миссионеры, вовлекающие в свои сети не просвещенных, не знающих истинного учения своей религии граждан, необходимо серьезно задуматься о нашей молодежи, о просвещении и воспитании поколения, которому мы передадим  нашу Россию.

Для этого необходимо не запрещать строительство мечетей, а наоборот, помочь в их строительстве, создать условия для того, чтобы  там служили имамы, получившие образование в наших исламских учебных заведениях, проповедовали люди, любящие свою страну, несли прихожанам слова о мире и согласии в нашем общем доме. А это означает, что в России необходимо создавать и поддерживать религиозные образовательные учреждения и для мусульман, предоставлять эфирное время на телевидении и радио и  мусульманским религиозным деятелям для просвещения широких слоев нашего многонационального населения Великой России.

На мой взгляд, наиболее надежным фактором преодоления и профилактики экстремизма среди представителей Ислама является само учение Ислама и основанное на этом просвещение мусульман.

Вспомним, что за годы Советской власти количество мечетей было сведено к минимуму, 60 лет не действовало ни одно исламское духовное учебное заведение, вообще не издавалась религиозная литература. Несколько поколений советских мусульман выросли, не услышав живое слово имама, да и имамов, способных вести религиозное просвещение, были единицы. Честь и хвала старшим поколениям российских мусульман, несмотря ни на что сохранившим для потомков свою многовековую религию. Но вот сегодня некоторые  дети и внуки этих мусульман, выросшие в условиях  религиозной свободы, обвиняют других единоверцев, бывает и своих  родителей,  в том, что они являются не настоящими мусульманами, а то и неверующими. Чем обосновывают свои претензии эти молодые люди? На якобы единственно правильном знании ими Ислама, то есть апеллируют именно к учению религии. Но обладают ли они  систематическими знаниями о становлении, сущности и истории религии, проникают ли глубоко в учение Корана и хадисов? Прочитав несколько брошюр, неизвестно кем написанных, ссылаясь на увиденное вдали от России или услышанное от кого-то, экстремисты считают себя знатоками Ислама, навязывают свое понимание религии другим.

Всемирно известный мусульманский богослов современности Юсуф аль-Кардави особо отмечает, что экстремисты, не умея отличить главное в Исламе от второстепенного, заставляют делать то,  что не положено, неправомерно увеличивают количество запретов для мусульман. Они объявляют кяфирами (неверными) тех, кто, в их представлении, не достиг совершенства веры. Доказательством же для них служат вещи  малозначащие, с точки зрения Ислама. 

Уважаемые участники конференции!

 

 Когда мы обсуждаем вопрос путей преодоления экстремизма, нам, мусульманским религиозным деятелям нужно вести речь и об объединении усилий мусульманских организаций с целью перестройки содержания исламского просвещения, создания учебников, различных пособий, показывающих умеренность Ислама, поскольку приходится констатировать, что в мировых СМИ слово «террор» произносят рядом со словом «Ислам», а в связи с акциями террористов-смертников продолжают произносить слово «мусульмане».

Для выработки верных путей борьбы с терроризмом следует исходить из того, что виновен лишь тот, кто преступил закон. И наказан может быть лишь тот, кто виновен. Как многократно говорится в Священном Коране :

 «Никто не несет ответственности за чужие грехи»(6:164).

Мы настаиваем на необходимости  разъяснять не только в мечетях для мусульман, но и повсеместно, для широких масс о том, что Ислам и террор несовместимы и в мусульманстве нет места террору, а акции террористов-самоубийц в Исламе считаются страшным преступлением.

На наш взгляд, сегодня исторически необходимо определить и донести до всех, что джихад не является призывом к войне и террору. Священные для мусульман понятия не должны превращаться в термины для хлестких заголовков.

Для выработки стратегии борьбы с терроризмом важно понимать, что  в отстающих странах, вне зависимости от того, мусульманские они или нет, существует разделение по идеологическому признаку,  есть внутренние столкновения и, одновременно, отрицательная реакция на империалистические страны.

Терроризм не имеет национальной или конфессиональной принадлежности. Террор получил тенденцию к распространению после развала колониальной системы и еще больше усугубился как протест против однополярного мира с развалом Советского Союза. Невозможно искоренить терроризм и экстремизм без решения ближневосточного узла. Конфликт между Израилем и Палестиной напрямую или косвенно отражается  на всех мировых процессах. Пока будут идти процессы «демократизации» в Ираке и создаваться «свободная» страна по западным лекалам в Афганистане, пока однополярность мира будет вызывать протест, до тех пор явная несправедливость  постиндустриального и секулярного общества, безаппеляционная агрессивность и диктат будут  приводить к тому, что молодые горячие головы будут браться за камни и за оружие,  видя  безысходность своей борьбы за справедливость.  К сожалению, все это в итоге  ведет к  экстремизму, к гибели сотен и тысяч неповинных людей.

Важно восстановить не только международное право, но и мировую этику. Перед лицом  мировых событий возрастает  значение религиозных и моральных ценностей, совокупности правил, ниспосланных Всевышним Создателем.

Искоренить мировой экстремизм и терроризм невозможно без определения их действительных источников и причин, без преодоления расслоения общества, без просвещения и диалога, без взаимного познания разных наций и  последователей различных религий.

Для современной России принципиально важно, чтобы на всех уровнях созрело понимание опасности, которые представляют ксенофобия и связанный с ней экстремизм, которые получили почву для расцвета после геополитической катастрофы – развала Советского Союза. В этой связи важно приложить последовательные усилия для защиты представителей всех традиционных религий, всех национальностей, всех граждан от дискриминации и ксенофобии.

Для нас, в России важно контролировать наполнение идеологического вакуума, решить экономические, демографические вопросы, особенно проблему адаптации трудовых мигрантов.

Мы, мусульмане России видим своей задачей делать все возможное для адаптации мигрантов из мусульманского ближнего и дальнего зарубежья, знакомя их с российскими традициями и призывая уважать законы страны, куда они приехали. Одновременно все граждане нашей страны должны понимать, что экономика России требует притока рабочих рук, а все приехавшие имеют право на свою культуру. Нам важно осознать право людей на сохранение своих традиций, важно воспитывать уважение к личности каждого человека.

Безуважительное, оскорбительное отношение, ущемление прав и свобод, пренебрежение духовными и культурными ценностями народов приводит к ответным отношениям и действиям, что и способствует распространению в обществе экстремизма.

«Только объединив усилия, мы сможем дать адекватный и эффективный ответ на современные вызовы", - говорится в обращении В.Путина к участникам первой встречи группы «Стратегическое видение: Россия - Исламский мир».

И программными звучат слова Президента РФ В.В. Путина о том, что «Только совместными усилиями мировое сообщество сможет адекватно ответить на угрозу международного терроризма и попытки спровоцировать межцивилизационный конфликт».

 

Вас-саляму аляйкум, ва рахматуллаhи ва баракатуh!

Мир Вам, милость Аллаhа и Его благословение!

 

Махачкала, 6 июня 2007 года


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку