Пятница, 10 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Ислам и вызовы современности

Выступление Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции  Малайзия, 26 января 2008 года

Бисмиллахир рахманир рахим!

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Сердечно приветствую Вас братским приветствием: Ас-саляму аляйкум, ва рахматуллаhи ва баракатуh! - Мир Вам, милость Аллаhа и Его благословение!

Уважаемый Премьер-министр штата Селангор

 Дато Сери Мухаммад Хир бин Тою!

Уважаемый Президиум конференции!

Уважаемые муфтии и имамы!

Ваши Превосходительства!

Братья и сестры! Дамы и господа!

От имени мусульман России выражаю Вам самые добрые чувства  уважения,  искренне желаю плодотворной работы и успеха гостям и участникам сегодняшнего форума.

Всевышний ниспослал религию Ислам как всеобъемлющую и универсальную систему для всего человечества, которая охватывает все нормы жизнедеятельности человека. Ислам гораздо больше, чем просто религия, чем просто соблюдение и исполнение религиозных обрядов, - это образ жизни, это поведение со своими порядками и правилами, обязательными для каждого мусульманина. В нашем понимании, главная миссия Ислама - это формирование преисполненных праведности и добродетелей личности, семьи и общества, воспитание здорового душой и телом человека, жизнедеятельная активность в гармоничном цивилизованном мире.

 Современный мир быстро меняется. В последнее время наблюдается интенсивный, но при этом достаточно сложный и тернистый процесс мусульманской интеграции. Основные трудности на этом пути связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. Сегодня, когда нам приходится констатировать отставание исламского мира в сфере науки, технологии и, следовательно, экономики, результатом чего становится кризис, а также многие другие отрицательные явления, очень важно делать ставку на позитивный идейный потенциал Ислама, его открытость знаниям, науке.

Стремление к знаниям и прогрессу присущи Исламу, как и западной цивилизации. Актуальна в этой связи мысль, которую высказал Премьер-министр Малайзии, Абдулла Ахмад Бадави, на прошедшем в январе нынешнего года в Мадриде первом форуме Альянса цивилизаций о том, что: «Мы можем многому поучиться друг у друга и должны взаимодействовать и обмениваться знаниями, чтобы содействовать взаимопониманию культур».

Исламский мир сегодня все более становится единым, коллективным субъектом международных отношений. У мусульманских народов растет потребность в единстве, сплоченности и солидарности,  которые присущи понятию «исламская умма».  

Можно констатировать: в условиях  процесса глобализации, слияния и объединения государств, смешения культур и ценностей, во многих странах мира наблюдаются культ насилия и пропаганда безнравственности. Сегодня представляется обязательным условием выхода из мирового кризиса налаживание межцивилизационного диалога, основанного на уважении к тому багажу, который накоплен каждой из культур, каждой цивилизацией, к разумному восприятию того, что наработано историей развития народов.

Сегодня Ислам - динамично развивающаяся религия, свидетельством чему служит стремительно увеличивающееся число его приверженцев. В наши дни Ислам представлен более чем в 120 странах мира (включая Россию и составляющие ее субъекты) и занимает после христианства второе место в мире по числу верующих - 1,4 млрд. человек. В России, по разным оценкам, насчитывается 20млн., а по некоторым данным  до 25 млн. мусульман.

С момента начала распространения Ислама в VII веке и его победоносного  мирного шествия в Средние века быть мусульманином означало  принадлежать к цивилизации победителей. Эта победа была мирной, Ислам распространялся не мечом, а просвещением. Это было время, когда мусульманская империя простиралась от Испании на западе до Индии на востоке.

Но в новейшее время мусульманские государства оказались на периферии постиндустриального мира.  Хотя мусульмане составляют одну пятую всего мирового населения, около половины из них (свыше 600 млн.) живет в условиях абсолютной бедности. Контраст между ушедшим в историю расцветом средневекового Ислама и нынешним положением многих мусульманских государств,  углубляющийся разрыв в уровне жизни между большинством населения в мусульманских странах и процветающим  западным миром  усугубляет  кризисные явления исторического развития.

Мы должны избавиться от «синдрома  неполноценности», возникшего от осознания отставания мусульманских стран в области научно-технического прогресса последних десятилетий. Следует реально оценивать, грозит ли национальной идентичности мусульман опасность быть уничтоженной от внедрения рыночной экономики, навязывания ценностей общества потребления и таких его негативных порождений, как бездуховность и безнравственность.

Исламу есть, что противопоставить этой опасности: для мусульманской уммы важно руководствоваться теми заповедями, которые заложены в основах нашей благословенной религии и донесены до нас словом священного Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Необходимым условием  мусульманской интеграции перед лицом серьезных вызовов становится развитие в этом направлении исламской мысли и широкого распространения достижений в этой области.

Сегодня приобретают особенную актуальность и ответственность исламское образование и просвещение. Время требует грамотного, мудрого подхода в просветительстве в Исламе, потому  сегодняшний джихад – это джихад просветительский,  джихад, нацеленный на распространение правильного понимания Ислама и борьбу с его искажениями, всеми доступными и легитимными способами, в том числе используя все достижения современной цивилизации. Именно на этом поле битвы должны сегодня прилагаться самые серьезные усилия мусульман.

Залог успеха в донесении основ Ислама заключается в следовании поступкам Посланника Аллаха в его призыве. И если мы сможем хотя бы частично воспроизвести в себе те качества, которыми обладал посланник Аллаха Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), то сам Всевышний откроет нам пути диалога, облегчит нашу задачу, даст нам частицу мудрости, столь необходимой в современном сложном и противоречивом мире.

Книги и теории  сами по себе мало способны изменить нас. Как видим, в жизни люди руководствуются примерами. Понимание того, что  каждый человек – наилучшее творение нашего Господа, знамение, проявление величия Аллаха – должно стать основой нашей мудрости  и искренняя вера должны проявляться в нашем умении жить в мире и согласии со всеми мирными людьми, независимо от их веры и национальности.

По учению Ислама, мусульмане обязаны быть терпеливыми и искренне призывать их к правде и справедливости, вести диалог и аргументировано разъяснять свою позицию.

Во все времена исламский  призыв не нацелен на навязывание своего взгляда, своего вероучения, на насильственное или  поспешное обращение человека в Ислам. Поэтому напоминанием для нас является призыв Аллаха:

- «Нет принуждения в религии»

Важно чтобы мусульмане были образцом для других, но не менее важно, чтобы образ Ислама и мусульман не искажался и в глазах окружающих, что, к большому сожалению, порой делается преднамеренно.

Исламская цивилизация сегодня стоит перед выбором перспектив развития мусульманского мира в свете проектов его демократизации и политического реформирования.

До последнего времени взвешенная исламская мысль не проявляла нужной активности и при обсуждении проблем демократии, политических реформ и возможностей включения мусульманского мира в процесс глобализации. Но без такой поддержки, без глубокого философского осмысления проблем, Ислам просто не в состоянии отвечать на вызовы современности.

Порой звучат голоса тех, кто хотел бы отлучить мусульманскую мысль от остального мира. И за пределами мусульманских стран порой звучат утверждения, что непременным условием утверждения демократии в мусульманских  странах  является отказ от традиционных исламских ценностей и предлагается новая, неприемлемая для мусульман «Восточная доктрина», ущемляющая права и достоинства мусульманских народов.

Очевидно, что недостаточно использовать только поверхностную  интерпретацию положений и установок Ислама для понимания либеральных реформ по западному образцу. Тем более, что реформирование общества по западным образцам не становится панацеей решения острых социальных проблем, порождаемых модернизацией. Во всех ситуациях основополагающей для выбора пути развития является наша ответственность перед Всевышним в жизни будущей за все – большое и малое, совершенное в этой жизни и наибольшая ответственность лежит на лидерах, принимающих ответственное решение.

Отвечая вызовам современности, проявлениям радикализма, действиям экстремистов и террористов, мусульманские страны, современные мусульманские богословы предлагают пути достойного развития исламской уммы, мусульман мира. Сегодня успешно развивается новая стратегия «Аль Васатыйя», основанная на учении самого Корана и Сунны нашего Пророка Мухаммада  (да будет с ним мир и милость Всевышнего Аллаха!).

Выбор мусульманским миром приоритетов своей глобальной стратегии на современном этапе основан на  принципах срединности и умеренности.

Очень важно понять, что умеренность в Исламе -  это не новое положение нашей  религии. Важно разъяснить это человечеству и  просвещать самих мусульман в этом духе. Обсуждение этой проблемы идет непрерывно, во всем мире мусульмане находятся в активном поиске достижения срединного, умеренного пути. Гуманистические ценности в Исламе – это не что-то нарочно вновь придуманное,  это – содержание самого исламского учения и практики, сегодня, к сожалению, заслоненное для внимания мирового сообщества репортажами о террористических актах и агрессии.

Ислам – наша Священная религия является религией середины, Ислам не приемлет крайностей. Задача мусульманского духовенства, богословов-просветителей: прививать нашей молодежи чувство ответственности перед Исламом и мусульманами всего мира. От поведения и поступков каждого из нас будет строиться отношение последователей других религий к Исламу и мусульманам. И здесь важны наши усилия по повышению авторитета и имиджа ислама и мусульман.

Ислам имеет достаточный идейный потенциал для того, чтобы избежать конфронтации в условиях мирового кризиса и предложить своим последователям действенную и основанную на исламских подходах формулу, позволяющую сочетать приверженность исламским ценностям с активным освоением достижений современной цивилизации.

Потому, представляется важным обращаться к внутреннему потенциалу Ислама, использовать подход к современным реалиям не с позиций  узко трактуемых конкретных предписаний традиционного шариата, а основываться на его краеугольных  ценностях и общих  принципах.

Исламская мысль ХХI века должна использовать все, что заложено в нашей благословенной религии и особенно идеи мусульманских реформаторов конца ХIХ  начала ХХ века. И, хотя  они в целом ограничивались призывом к возобновлению иджтихада и не обращались к иным началам шариата для обоснования собственно исламского взгляда на меняющийся мир, сегодня актуальны аналитические работы именно тех мусульманских правоведов, которые делают акцент на неизменные устои шариата в противовес его частным решениям.

Это направление исламской мысли мы воспринимаем как наиболее перспективное для обоснования стратегии современного Ислама и мусульманского мира в целом. Объединение усилий и создание эффективной системы решения глобальных проблем позволит человечеству решать сложные задачи, такие как предотвращение агрессий и гуманитарных катастроф, необходимость противостоять которым заложена в самих основах нашей религии, которая изначально не приемлет радикализм и экстремизм.

Мы утверждаем, что появление радикальных настроений и движений в разных странах мира являются результатом, большей частью, социальных и экономических проблем, возникших как из-за внутренних, так и внешних причин. Вовсе не религия вызывает терроризм и экстремизм.  Религиозные чувства разжигаются до кипения только на фоне социальных  и экономических проблем и неурядиц, и это происходит, как правило, в чьих-то конкретных политических интересах. Трагические  события, происходящие в Палестине, Ираке,  Афганистане,  возникающий конфликт вокруг иранской мирной атомной программы, лишь отражают общую неудовлетворенность тем, что наш мир имеет однополярный вектор развития.

Вызывает тревогу отождествление международного терроризма с угрозами, якобы исходящими от исламского мира. Мы отмечаем, в условиях, когда наряду с угрозой распространения международного терроризма вырисовывается и другая угроза - опасность раскола мира по религиозному признаку. Важно не допустить нового противостояния – противостояния между религиями.

Необходимы идейное противостояние экстремизму и обоснование исламской альтернативы его позициям, исходя из того, что диктат силы не порождает ничего, кроме ответного силового действия.

Мусульмане и их религиозные организации открыто заявляют о своем желании и готовности вести конструктивный диалог с представителями всех религий и надеются, что такой же подход будет проявлен и с другой стороны.

В Совете муфтиев России всегда главенствовали идеи умеренного Ислама. Более чем тысячелетний опыт мирного сосуществования представителей разных конфессий в  России сегодня служит образцом и уроком для всего мирового сообщества. Объединение интеллектуальных сил мусульманской богословской мысли в центрах по распространению умеренности и прогрессивности в Исламе, позволит просвещать людей, в первую очередь, молодежь, тех, кому искать ответы на вызовы времени.  

Мне хотелось бы процитировать слова бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мухаммада, сказанные им на памятной сессии глав государств и правительств Организации Исламская Конференция  в2003 г.:

«Нам предписано читать и стремиться к знанию. Ранние мусульмане поняли это правильно и принялись штудировать древних греков, дополняя их учения собственными открытиями. В результате они дали миру великих математиков, физиков и астрономов, превзойдя остальные народы своего времени по знаниям. Поэтому они смогли приумножить свои богатства, построить передовые армии, защитить свой народ и дать ему предписанный Исламом собственный путь жизни. В то время, пока европейцы еще оставались отсталыми, просвещенные мусульмане уже построили свою великую цивилизацию, уважаемую и могущественную, которая была более чем способна соревноваться с остальным миром и защищать мусульманский народ от внешней агрессии.

Но потом пришли новые интерпретаторы Ислама, которые принялись понимать под наукой лишь исламскую теологию. Все остальное отвергалось. И начался регресс».

Пророк Мухаммад (сала-ллаху алейхи ва-саллям) призывал своих последователей за знаниями идти даже  в Китай. Для его времени и его народа это был поистине революционный призыв, но это призыв остается таковым и в наши дни. Мусульмане не должны чураться таких отраслей жизнедеятельности, как юриспруденция или политология, экономика или квантовая физика, астрономия или биология – везде, в любой сфере они найдут удивительные знаки Всевышнего, свидетельствующие о Его мощи и всеобъемлющей мудрости.

Нам сегодня важно быть реалистами, ведь нападки на Ислам будут продолжаться. Не секрет, число мусульман в мире растет. В Западной Европе, на американском континенте рост числа последователей нашей благословенной религии негативно воспринимается западным миром. Мусульманская умма должна быть готова дать достойный  ответ. Наш ответ – это просветительство, развитие и интеграция нашей культуры, восприятие всего положительного опыта прогресса, не противоречащего исламскому вероучению и образу жизни.  А это возможно только при высоком уровне образования, при условии, что молодое поколение мусульман, наряду с изучением основ мусульманского вероучения, будет получать качественное образование и изучать достижения современной науки, чтобы стать специалистами высокого класса в различных областях деятельности. Только через образование и взаимное познание можно достичь успеха в развитии всего человечества. Мир сегодня так тесен и все процессы в нем взаимообусловлены.

Модель развития общества  «Ислам Хадари»  - «Цивилизационный Ислам», предложенная Премьер-министром Малайзии Датук Сери Абдуллах ибн Ахмад Бадава и поддержанная на государственном уровне  в  Малайзии, отражает важность как экономического прогресса, так и социальной гармонии, что предписано в Священном Коране и заложено в нашей религии как образе жизни. «Ислам Хадари» уделяет особое внимание необходимости сбалансированного развития, которое затрагивает как физическую, так и духовную сторону жизни и направлен на повышение уровня жизни при сохранении духовности. Понятие «Ислам Хадари», так же как «Аль Васатыйя»  -  это не новое положение нашей  религии, оно проистекает из Священного Корана и Сунны Пророка и  способно стать, наряду с разработкой стратегии умеренности и толерантности основой для всеобъемлющей модели развития мировой уммы.

Мусульманам пора осознать, что сегодня мы должны быть передовыми во всех областях развития.  Исламский мир не должен ютиться на задворках истории, а для этого важно помнить и по достоинству оценивать собственную историю, историю исламской цивилизации, которая обогатила мировую науку и очень многое дала западной цивилизации не только через труды гениев средневековья:  Ибн Сины, Улугбека, Аль Газали,  Закарийа ар-Рази, Хорезми, Фараби, Ибн Рушди – энциклопедистов, которые в прошедшие века явились создателями лучших образцов мировой науки и культуры на все времена. Но и сегодня в списках награжденных самыми высокими мировыми премиями в области науки и культуры звучат имена  последователей нашей религии Ислам.

Обладание высокими знаниями и достижениями общемировой науки и культуры, обогащенное тем бесценным наследием, которое предоставляет нам, современным мусульманам наша цивилизация, обладание мусульманской  культурой и традициями Ислама, которые сберегли лучшее в отношениях между людьми, в семьях, отношение к старшему поколению, вопросы воспитания детей в семье, идущее из соблюдения основных постулатов Шариата – именно такое сочетание  способно дать достойный ответ  вызовам современности.  

 

Мы, российские мусульмане, и я думаю, с нами согласятся мусульмане всего мира, считаем, что ХХI век не станет веком конфронтации и противостояния, как прогнозировали западные идеологи, а станет веком диалога цивилизаций.

В священном Коране сказано:

 

 

«Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга»  и также сказано:

 

 

 «И сотрудничайте в добре и богобоязненности и не сотрудничайте во зле и вражде».

Всевышний Аллах призывает нас, последователей различных религий, представителей разных народов, разных цивилизаций, сотрудничать, вести диалог и не враждовать, а жить в мире и согласии, по призыву нашего Единого Творца и Создателя Аллаха:

 

«Войдите в мир сообща…»

 

Вас-саляму аляйкум, ва рахматуллаhи ва баракатуh!


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку