Пятница, 13 декабря 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Муфтий Гайнутдин: Благотворительность - особая привилегия человека как лучшего из Божьих созданий

Муфтий Гайнутдин: Благотворительность - особая привилегия человека как лучшего из Божьих созданий
Выступление Председателя Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на Благотворительном форуме «7 колосьев» в Московской Соборной мечети 20 ноября 2023 г.:





Уважаемые участники благотворительного форума «7 колосьев»! Дорогие братья и сестры!



От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично приветствую вас братским мусульманским приветствием в стенах нашей Московской Соборной мечети:

Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Благотворительность в самом широком смысле, именно как идея, посыл, повеление Всевышнего «творить благо», созидать, помогать ближнему, облагораживать окружающий мир, делать его лучше - занимает одно из ключевых мест в Исламе. Это особая привилегия человека как лучшего из Божьих созданий. Как говорит Всевышний:

«Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261).

В этом аяте Корана наш Господь указывает, что благотворительность на Его пути является самой выгодной инвестицией в свое и будущее окружающего общества, т.к. обязательно, по Его милости, дает результат.

Аллах Всевышний в Священном Писании провозгласил:

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).

Более того, Аллах почти всегда говорит об обязательном пожертвовании в пользу нуждающихся и на религиозные цели вместе с молитвой. Совершайте намаз и выплачивайте закят - аятов с таким предписанием несколько в нашей Священной Книге. Второй и третий столп религии прочно переплетены как на уровне вероучения, так и в реальной жизни верующих. Намаз - это средство поддержания нашей связи с Творцом, это вертикальная связь - от человека к Богу, человека с миром вечности. А закят - это средство приближения человека к Богу через поддержание связи с единоверцами путем оказания помощи там, где она требуется. Иными словами, это горизонтальные связи на уровне людей и вопросов этой жизни.

Помимо закята, в нашей религии есть и другие формы благотворительности: садака, вакф. Это не является прямой обязанностью перед Богом. Но по отношению к закяту садака - как намаз-сунна к намазу-фард. Как без совершения добровольных намазов и соблюдения добровольных постов немыслима глубокая религиозность, полноценная духовная жизнь, так и без пожертвований сверх обязательного минимума невозможна благотворительность так, как ее понимал Пророк (мир ему), так, как она практиковалась на протяжении веков нашими великими предками.

Мусульманский ренессанс в России конца XIX - начала XX века характеризовался и стал возможен именно благодаря подвижничеству таких выдающихся благотворителей, как татарские предприниматели и меценаты Ахмед-бай Хусаинов, Салих Ерзин или азербайджанец промышленник и крупный общественный и политический деятель Гаджи Тагиев, а также целые фамилии Агафуровы, Алышевы, Апанаевы, Кастровы, Рамиевы, Яушевы. Тут можно привести еще много-много имен тех, благодаря чьим садака сохранено духовное и материальное богатство нашей уммы. Они видели свое призвание не только в обеспечении халяльного достатка своей семьи, что уже похвально, но и в развитии, как сейчас принято говорить, широкого некоммерческого общественного сектора. Речь о духовной сфере, культуре, образовании, науке, просвещении, социальной поддержке, развитии человеческого капитала.

Сегодня их дело продолжают наши братья Сулейман-хаджи Керимов, Микаил-хаджи Гуцериев и многие другие. Они не только выдающиеся бизнесмены, производственники и хозяйственники, которые создали тысячи рабочих мест. Выплачиваемые их компаниями налоги составляют серьезную долю федерального и региональных бюджетов. На эти средства строится инфраструктура, которой пользуются россияне всех конфессий и национальностей. На эти деньги, в числе прочего, созидается государство и укрепляется его мощь.

Но эти же наши братья также известны как настоящие социальные предприниматели. Т.е. те, кто инвестирует средства в общественные проекты, ставя социальный эффект наравне или даже выше прибыли.

Хвала Всевышнему – Господу миров, сегодня число мусульманских благотворителей растет, об этом свидетельствует и наш сегодняшний форум, собравший руководителей благотворительных организаций из разных регионов страны. Потребность исполнить четвертый столп ислама, которым является выплата закята, чувство социальной ответственности и милосердие сегодня присущи огромному количеству наших единоверцев. Объемы благотворительной помощи растут, о чем говорят и отчеты благотворительного фонда «Закят» при Духовном управлении мусульман Российской Федерации.

Очень радует, что посильная помощь ближнему буквально пронизывает сегодня все слои нашей российской уммы, начиная от бизнесменов мирового масштаба и до самых простых работяг.

О таких филантропах Всевышний говорит:

«Тем, которые тратят свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования упреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» ( 2:262).

Сегодня ключевым механизмом благотворительности, мусульманского социального предпринимательства и служения должно выступить развитие института вакфа. На нем веками строилась исламская деятельность. В том числе в эпоху расцвета религиозной жизни в нашей стране, в предреволюционный период. Совершенно неслучайно, что в большинстве мусульманских стран структура, ответственная за сохранение религии, за развитие религиозных общин и институтов, называется - министерство (или аналогично) по делам Ислама и вакфов. Пример хорошо показывает неразрывную связь в практической плоскости веры и благотворительности.

Я убежден - за современными вакфами будущее. Они позволят вывести социальную работу, благотворительность на новый качественный уровень. Отталкиваясь от основ нашей религии, от традиционной практики, надо выработать формы применения концепции вакфа в условиях РФ, в соответствиями с законом, с учетом норм и понятий, принятых в нашем обществе. Это большая задача богословов, светских ученых, бизнеса, общественных деятелей, некоммерческих организаций. В переходе на этот новый уровень я вижу серьезное будущее. Без возрождения и укрепления института вакфа нельзя создать устойчивую систему работы мусульманских религиозных и общественных структур. Это требование Ислама и сегодняшнего дня, и усилия в данном направлении будут свидетельством нашего глубоко духовно осознанного и профессионального отношения к вопросам социального служения.

Дорогие братья и сестры, я уверен, что вы уже информированы о том, что мы получили согласие нашего Президента Владимира Путина, подписанный документ от министра обороны Сергея Шойгу. Сейчас занимаемся вопросами строительства Главной мечети Вооруженных сил Российской Федерации. Такого храма, как Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации в парке Патриот. Занимаемся вопросом проектирования и ИншаАллах на начало декабря, если все будет хорошо, мы планируем провести официальную закладку памятного камня на месте строительства будущей мечети. Почему я сейчас об этом вас информирую? Государство из бюджета нам не выделит средств для строительства этой мечети. Поэтому я уделяю внимание вопросам вакфа. Без аккумулирования средств в нашем вакфе мы не сможем построить те религиозные объекты, которые мы запланировали. Мы сегодня занимаемся строительством таких объектов как воссоздание Ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде. Хвала Всевышнему власти нам помогают. Но и там никто не собирается нам выделять средства из бюджета. Значит, мы должны аккумулировать средства. И для строительства нашей мечети в парке Патриот и других наших мечетей и мусульманской инфраструктуры. Поэтому мы, в том числе – и Совет улемов ДУМ РФ должны заниматься правовой проработкой вопроса создания вакфов. Чтобы понятие «вакфа» стало ясным и государственным деятелям, и нашему обществу в целом. Без этого сейчас невозможно. Мы все понимаем в каких условия сейчас живет наша страна. Те большие миллиардные проекты, которые мы стремимся реализовать, требуют от нас сплоченности, консолидации наших сил.

Я не случайно упомянул наших меценатов сегодня. Салих Ерзин в 1904 году построил Московскую Соборную мечеть, которая ни на день не закрывалась. Это уже намоленное место. Такие меценаты думали о нашем будущем. Они строили мечети для нас – российских мусульман. И я призываю к тому, чтобы у нас были вакфы, были наши меценаты, которые будут заботиться не только о своей семье, но и о нашем будущем. Сегодня уже прозвучали слова о таких благотворительных акциях как «Рамадан Керим» и «Курбан Керим», «Маулид Шариф», Шатры Рамадана в разных регионах, помощь военнослужащим, помощь палестинским беженцам. Всем этим мы занимаемся. Но надо думать о будущем ислама, будущем мусульман, о наших детях и внуках. Чтобы у них была исламская инфраструктура.

Я искренне рад видеть вас всех в этом зале. Благодарю вас за помощь бедным, нуждающимся, за вашу благотворительность и сострадание. Хочу пожелать форуму «7 колосьев» успешной работы. Молю Всевышнего даровать вам помощь на пути благочестия и добра.

20 ноября 2023 г.
Московская Соборная мечеть

20 ноября 2023

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку