Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Нурмухамет Нигматуллин: знание, которое не приводит к выстраиванию отношений со Всевышним, считается бесполезным

Нурмухамет Нигматуллин: знание, которое не приводит к выстраиванию отношений со Всевышним, считается бесполезным

Выступление сопредседателя СМР, председателя ДУМ РБ муфтия Нурмухамета Нигматуллина на III Всероссийской научно-практической конференции «Фахретдиновские чтения» по теме «Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке»:

Система исламских ценностей

Прежде чем начать разговор об исламских ценностях, хотелось бы напомнить определение мусульманских ученых этому понятию. Обобщенно и научно можно сказать, что исламские ценности – это комплекс критериев и правил, вытекающих из основных представлений о вселенной, человеке и божестве как обрисовывает их ислам, формирующихся у человека и общества посредством взаимодействия и сталкивания с различными жизненными ситуациями и, позволяющими выбрать цели и направления в соответствии с возможностями, прямо или косвенно воплощающиеся в интересах и поведении. Или иными словами, это решение, которое принимает человек, руководствуясь принципами и нормами шариата.

Отсюда мы видим, что источником исламских ценностей являются Священный Коран, сунна пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний, иджма – консенсус, и кыяс – суждение по аналогии.

Начало формирования системы исламских ценностей совпадает с моментом первых откровений пророка в пещере Хира, которая явилась местом соприкосновения физического и метафизического миров. Именно первые божественные откровения пророку Мухаммаду, да благословит его Всевышний, указали на неразрывную связь между познанием и системой исламских ценностей. Согласно кораническим айятам из суры «Сгусток», источником познания является Всевышний. В свою очередь сами познания – не самоцель, а лишь инструмент для установления прочной и правильной связи человека с Создателем. Знание, которое не приводит к выстраиванию отношений со Всевышним, считается практически бесполезным.

Таким образом, с большой долей вероятности, мы можем утверждать, что укрепление этой мысли в людских умах, есть суть небесных посланий. Смотря на мир через призму ислама, мы видим, что знание норм и положений шариата не является конечной целью. Благодаря познаниям в области шариатских наук, мы можем выстроить систему исламских ценностей, которые являются неотъемлемой частью познания. И в случае их разделения, знание ложится тяжелым бременем на человека. В такой ситуации человек предоставлен сам себе, принимает решение, опираясь только на собственный опыт, которого не всегда бывает достаточно для принятия единственно верного решения.

Осмысленное чтение коранических айятов и изучение сунны Пророка, а также анализ событий в мире дают нам ясно понять, что современное мировое сообщество нуждается в восстановлении и выстраивании цивилизационной системы, в которой знание и ценности неразрывно связаны между собой.

Яркие коранические образы позволяют нам прогнозировать и предугадывать результат потери связи между знанием и ценностями. Можно вспомнить историю Каруна, описанную в Священном Писании. Это был очень богатый и влиятельный человек. Он, возгордившись своим положением в обществе, начал посягать на права и свободы других людей, испытывал пренебрежение к ним, начал притеснять их и обижать, сказал: «Нет сомнений в том, что получил я это (положение и богатства) благодаря знанию своему» (сура 28, аят 78). И какой же был ответ Всевышнего: ««И опустили Мы под ним и его дворцом землю. И не было такой группы, кто смог бы ему помочь, кроме Господа» (сура 28, аят 81).

Или же напротив, положительный пример, когда Зуль-Карнейн, спасшись от народов Гог и Магог и оградив других от них при помощи возведенной железной стены, возблагодарил Всевышнего: «Не смогли одолеть эту стену и не в состоянии были даже повредить, пробить ее. Сказал (Зуль-Карнейн): «Это — проявление милости Господа» (сура18, айяты 97-98).

Сегодня становится очевидным, что отдельно само по себе знание не удерживает обладателя от совершения несправедливости. И примеров тому, к сожалению, в современном мире великое множество.

Однако возвращаясь к исламским принципам создания системы ценностей, следует упомянуть о практике и методе пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний. Посланник говорил своим современникам: «Совершайте молитву-намаз, как совершаю ее я». Однако в то же время он говорил своим последователям, что молитва-намаз, которая не удерживает верующего от развратного, распутного и скверного, порицаемого, неподобающего и постыдного, не приближает верующего ко Всевышнему, а только разрушает его связь с Ним.

Также пророк не только объяснял людям, каким образом, с какого имущества, в каком размере выплачивается обязательная милостыня-закят, и на какие цели можно ее расходовать, но и одновременно указывал, что это не просто финансовые операции и перемещение средств от одного субъекта другому. Существует другая функция закята.

Вот как об этом сказано в Коране: «Возьми из их имущества милостыню-закят, которой ты очистишь их (она будет причиной очищения от скупости и грехов) и приумножишь их материальное положение за счет Божественной благодати, низводимой от Творца, (ведь все это пойдет в первую очередь на социальные нужды и потребности наиболее неимущих)» (сура 9, айят 103).

Пророк обучал своих последователей правилам поста, и при этом говорил: «Аллах не нуждается в вашем отказе от пищи и питья, если вы не отказались от лжесвидетельства и лживых поступков». В таком случае, какая польза от знания норм и правил совершения молитвы-намаза или соблюдения поста, если они не предотвращают от грехопадения и дурных поступков?

Таким образом, мы видим, что метод пророка в формировании системы ценностей позволяет решить две задачи: во-первых, связать воедино образовательный и воспитательный процессы, во-вторых, четко обозначить учащемуся конечную цель получения знаний.

В заключение хотелось бы отметить, что, безусловно, исламские ценности имеют огромное влияние на формирование атмосферы внутри мусульманской уммы. Наши имамы, ведя работу по распространению исламских ценностей среди прихожан своей махалли, могут достичь огромных результатов. Вот некоторые их них. Прежде всего, взращивание божественных представлений в умме, критерием и мерилом в котором является благочестие и богобоязненность. Во-вторых, формирование атмосферы неприятия радикализма и терроризма. И наконец, воспитание членов мусульманской уммы без девиантного поведения, в том числе во взаимоотношениях между полами.

18 апреля 2016 г., Уфа


19 апреля 2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку