Воскресенье, 16 Июня 2019
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Пакистан накануне...

Арабская весна приходит в Пакистан. На дворе Общемусульманская весна

В Пакистане многотысячный марш, возглавляемый известным богословом Тахиром аль-Карди, лидером движения «Техрик-е-минхадж уль-Коран» вошел в Исламабад. Протестующие прошествовали из Лахора в столицу, где были встречены толпами единомышленников.

Аль-Кадри и его сторонники требуют кардинальных реформ. Они выступают за радикальную борьбу с коррупцией и экстремизмом, против клановости и диктатуры, за демократию и Ислам. «Мы добиваемся упразднения существующей в стране коррупционной феодальной системы» – заявил шейх, провозгласивший в стране «мирную революцию». Происходящее очень напоминает события в арабских странах.

Марш, марш вперед

В целях недопущения проникновения протестующих в столицу власти блокировали все основные подступы к Исламабаду транспортными контейнерами и другими заграждениями. Для охраны столицы в городе дислоцированы более 20 тыс. полицейских. Помимо этого из разных концов страны в Исламабад переброшены несколько тысяч пограничников и военнослужащих внутренних войск. Так называемая «красная зона» (квартал, где расположены резиденции президента, премьер-министра, МИД, МВД, парламент, Верховный суд и дипломатический анклав) огорожена цепью транспортных контейнеров и силами правопорядка.

Между тем, в понедельник, 14 января, в Исламабаде состоялся «марш миллионов», организованныйй лидером исламским движением «Техрик-е-минхадж уль-Коран». В нем приняло участие порядка 50 тысяч человек. Сегодня к ним присоединились протестующие, которые прошли через всю страну от Лахора. Шейх обратился к ним с речью.

Есть большая вероятность, что акции протеста станут постоянными. Протестующие намерены устроить в Исламабаде нечто вроде египетской площади Тахрир, массовые акции протеста на которой в свое время стали причиной смены власти в Египте.

В Пакистане скоро выборы. Они могут интенсифицировать протестное движение.

Кто он?

Тахир аль-Кадри – богослов-традиционалист, бывший профессор Пенджабского университета и специалист в области конституционного права, политик и общественный деятель международного уровня. Последовательный противник радикализма под религиозными лозунгами, но при этом сторонник создания исламского гражданского государства.

Он широко известный в Пакистане и за его пределами исламский богослов, автор большого количества пособий, видео- и аудио курсов по изучению Корана и Шариата. После прихода к власти в стране в 1999 году в результате военного переворота генерала Первеза Мушаррафа богослов Тахир аль-Кадри участвовал в деятельности альянса ведущих пакистанских происламских партий и движений – «Муттахида маджлис-е-амль», был депутатом парламента, однако в 2006 году из-за разногласий с режимом Мушаррафа переехал в Канаду, где и находился вплоть до октября прошлого года.

В Канаде он занимался сбором средств на нужды исламской общины Пакистана, а также на нужды основанной им благотворительной организации «Техрик-е-минхадж уль-Коран интернэшнл», имеющей представительства как в основных городах Пакистана, так и за рубежом (филиалы и центры в более чем 90 странах по всему миру).

Его отец – известный суфийский подвижник и интеллектуал своего времени шейх д-р Фаридаддин аль-Кадри. Шейх Тахир учился у многих выдающихся богословов современности на родине и в арабских странах.

По мнению шейха, умеренность, сотрудничество с христианскими церквями и межрелигиозный диалог будут способствовать достижению глобального мира и геополитического баланса. Аль-Кадри предусматривает расширение прав и возможностей женщин в качестве динамичной силы для миротворчества, поддержку гуманитарной деятельности через благотворительность и альтруистические программы, разрешение конфликтов и создание массовых учебных заведений.Для реализации этих целей и была создана в 1981 г. организация «Минхадж уль-Коран интернэшнл», быстро превратившаяся в интернациональную сеть джамаатов от Сиднея до Парижа и от Монреаля до Бомбея. Параллельно с этим главным детищем шейха функционируют ассоциации и форумы межрелигиозного диалога с христианами и индуистами.

Как считается, Тахир аль-Кадри внес весьма существенный вклад в разрядку отношений между индусами и мусульманами на Востоке, мусульманами и христианами – на Западе. Для защиты традиционного суннитского вероубеждения им была специально создана Международная ассоциация правильной исламской веры. Хорошо известны его лекции и многочисленные работы, критикующие вульгарное и экстремистское прочтение различных положений Ислама.Шейх тяготеет к традиции Барелви, но старается занимать примирительную позицию между барелвийцами и деобанди – ведущими богословскими школами Пакистана. Сам он является муршидом суфийского тариката Кадирийя и одним из крупнейших современных правоведов ханафитского мазхаба.

Шейх также создал и руководит несколькими научно-исследовательскими, богословскими университетами и лицеями, общеобразовательными школами, медресе, лицеями, колледжами. Его благотворительное общество «Minhaj Wellfare», которое действует на разных континентах, осуществляет ряд значимых проектов помощи нуждающимся.

Шейха Тахира приглашали на Всемирный экономический форум в Давос в качестве почетного делегата и лектора в 2011 г. Его доклад носил название «Реальность терроризма». В том же 2011 г. Экономический и социальный совет ООН присвоил «Минхадж уль-Курану» консультативный статус.

Аль-Кадри - автор многих богословских книг и исследований. На русском издана не самая выдающаяся его работа – брошюра «Здоровое сердце. Ислам и профилактика заболеваний сердца».

Последнее его крупное исследование – 600-страничный фундаментальный труд об отношении Шариата к актам террора. Богослов перелопатил гору материала, приводя в том числе салафитские источники. Книга заслужила высокие оценки специалистов и простых мусульман. Она детально развенчивает любые измышления экстремистов.

Арабская весна на пакистанской улице

Плакаты с изображением Тахира аль-Кадри уже несколько дней висят во всех городах Пакистана. На них он призывает к демонстрации во имя Ислама, созидания и демократии. Люди повсеместно встречают его с ликованием.

Тахир уль-Кадри и его движение - это новая сила. Несмотря на то, что он давно в пакистанской политике, происходящее сегодня беспрецедентно. Старые партии, включая происламские, увязшие в бесконечных разборках, в ходе протестов оттесняются на второй план. По мнению соратников шейха, нынешняя политическая система погрязла в коррупции и не способна решить стоящие перед страной проблемы: кризис в экономике, проблемы с энергоснабжением, рост насилия со стороны радикалов, налаживание отношений с соседями и проч.

Внезапное возвращение Тахира уль-Кадри в Пакистан удивило многих. Почти сразу по приезду он стал говорить, что его категорически не устраивает сложившаяся в стране политическая система, которая не считается с нуждами народа и является «феодальной и насквозь коррумпированной».

На митинге в Лахоре богослов заявил о своем намерении устроить «марш миллионов за демократию, против коррупционеров и угнетателей простых людей» к столице Исламабаду и такой мирной акцией (наподобие недавних событий на египетской площади Тахрир) добиться коренного реформирования пакистанской политики. В числе главных целей Аль-Кадри – роспуск действующего правительства, формирование при широком общественном участии коалиционного переходного кабинета министров, проведение в Пакистане открытых досрочных всеобщих парламентских выборов.

Аль-Кадри утверждает, что способен мобилизовать два миллиона человек, и что его сторонники будут проводить акции протеста, пока их требования не будут выполнены.

В Пакистане распространились слухи, что Кадри пользуется поддержкой военных, США, или же, наоборот, он их радикальный противник. Сам шейх решительно опроверг любые инсинуации.

В любом случае такое масштабное явление, как мы наблюдаем сегодня в Пакистане, можно однозначно характеризовать как самостоятельное, вызванное внутренними глубинными факторами. Такие процессы развиваются по своей собственной логике, желание же кого-либо на них влиять – второстепенный фактор. Похожие измышления звучали и звучат в адрес лидеров арабских революций, несмотря на их конфликты и с военными, и с Западом.

Я изначально говорил, что Арабская весна - не только арабская, это общемусульманский процесс. Идет мучительное обновление, самоочищение и самоопределение всего исламского мира. Проблемы у всей уммы общие, корни их одни и те же на всем пространстве от Мавритании до Бангладеш, и выход будет общим.

Пакистан – ядерная держава, единственная в исламском мире, которая официально имеет этот статус. Это одно из крупнейших мусульманских государств планеты.

Есть надежды, что процесс преобразований в нем не приобретет такой характер как в Сирии или Ливии. Все-таки почти вековой опыт какой-никакой демократии. Даже исламские партии там никогда не запрещались, как в арабских странах. Они всегда участвовали в политическом процессе. Военные также не лишены политической гибкости и понимания ситуации.

Текст: Абдулла Ринат Мухаметов

15 января 2012


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку