«И‘тикяф» означает целеустремленное, сосредоточенное исполнение какого-либо дела. Согласно исламскому праву понятие и‘тикяф означает пребывание в течение определенного периода времени в мечети с намерением исполнения богоугодного промысла. Главным помыслом при совершении данного деяния должно явиться поклонение Единому и Вечному Творцу. Существование и‘тикяфа подтверждено Священным Кораном, Сунной Пророка и единодушным мнением исламских ученых. В доказательство того приводятся аяты из Корана: « И не прикасайтесь к ним, когда вы благочестиво пребываете в местах поклонения» , «Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц» и хадис, переданный от Аишы (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамадана постился и не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).
Это богоугодное поклонение считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, души на некое время отрешаются от мирской суеты и устремляются к Господу, и правоверный, поклоняющийся в мечети - доме Аллаха, обретает спокойствие.
Сколь велико благо, когда правоверный, используя ежедневно убывающие дни своей жизни, устремляется всем существом к вечному Творцу своему в таком освященном месте и пребывает в поклонении и приближается к Аллаху с чистой душой!
О важности и‘тикяфа в жизни человека исламский богослов аз-Зухри говорит следующее: « Я удивляюсь, как люди могут пренебрегать и‘тикяфом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что-то соблюдал, а что-то нет, но до конца своей жизни он никогда не оставлял и‘тикяфа» .
Исполнять и‘тикяф - значит посвящать свое время поклонению и молитвам, ибо, даже не совершая намаз, но, пребывая в мечети, человек находится в готовности к молению. А это чаяние само по себе равносильно молению.
Итак, благодаря и‘тикяфу человек возвышается духовно, просветляется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!
Виды и‘тикяфа
И‘тикяф подразделяется на три вида - ваджиб (необходимый), сунна муаккада (восходящий к сунне Пророка) и мустахаб (желательный, благой).
* Первый и‘тикяф (ваджиб) – необходимое уединение, предписываемое человеком самому себе в качестве обета. Этот и‘тикяф называется назр – (обет) и‘тикяфом. Например, если человек намеревается совершить и‘тикяф, выражая словами это так: «если такое-то дело получится, то в такой-то месяц, в такие-то дни я совершу и‘тикяф», или, не намереваясь о каком-то деле, дает обещание: « в этот год, в этот месяц, в эти дни совершу и‘тикяф»; то при осуществлении задуманного дела или при наступлении намеченных дней, исполнение и‘тикяфа для него становится необходимым (ваджиб). Если дни и‘тикяфа не определены, то намерение может выглядеть таким образом: «если это дело совершится, то такое-то количество дней я буду в и‘тикяфе» или « в этот год столько дней совершу и‘тикяф». В этом случае при осуществлении дела, человек должен в короткий и удобный для себя срок исполнить и‘тикяф, при втором намерении и‘тикяф выполняется в этот же год в удобное для человека время.
Умар (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка: « О Посланник Аллаха я вознамерился исполнить однодневный и‘тикяф в мечети аль-Харам» . Пророк ответил: «Исполни свое обещание (слово)! » (аль-Бухари).
* Второй вид (сунна) - уединение, совершаемое в последние десять дней Рамадана, как это делал Посланник Аллаха.
* Третий вид (мустахаб) - и‘тикяф, исполняемый по желанию в определенное время в мечети вне периода месяца Рамадан. Например, если человек при входе в мечеть или же внутри мечети делает намерение «я намериваюсь совершить и‘тикяф», то он получает вознаграждение за этот и‘тикяф.
Условия и‘тикяфа
1. Намерение исполнения и‘тикяфа.
2. Соблюдение поста в период и‘тикяфа .
3. Исполнение и‘тикяфа в мечети или равнозначной ей месте. Женщины совершают это поклонение у себя дома, в помещениях, отведенных для молений.
4. Человек, намеревающийся совершить и‘тикяф, должен быть мусульманином.
5. Здравость рассудка, совершеннолетие по Шариату.
6. Ритуальная чистота .
7. Исполнение и‘тикяфа женщинами с разрешения мужа.
Правила поведения в период совершения и‘тикяфа
1. В дни и‘тикяфа не должно произноситься ничего, кроме благого. Нет ничего предосудительного в общении между людьми, не отвлекающем от исполнения и‘тикяфа. Воздержание от речей, считающихся греховными - одно из значимых условий этого поклонения.
2. При и‘тикяфе надлежит уделить особое внимание чтению Корана, изучению хадисов, жизни пророков и вопросов веры.
3. Если человек намеревается быть в и‘тикяфе в течение месяца только по ночам или только днем, это будет неверно, ибо тогда намерение будет неполным, потому, что сутки состоят из дней и ночей. Поэтому необходимо пребывать в и‘тикяфе днем и ночью. В таком случае человек, намеревающийся исполнить и‘тикяф, в первый день уединения приходит в мечеть до утренней зари и в последний день покидает ее после заката солнца. Если человек намерился быть в и‘тикяфе один день, этот срок не должен охватывать ночь, а если человек намерен быть в и‘тикяф непрерывно в течение нескольких дней, то туда должны включаться и ночи.
4. Мусульманин в и‘тикяфе должен быть одет опрятно и чисто, от него должен исходить приятный запах. В мечеть он может вносить с собой предметы, которые не вредоносны для нее. Если в мечети есть соответствующие условия, в ней же можно совершать омовение; при их отсутствии эти потребности удовлетворяются в ближайших местах, приспособленных для этого, и затем следует незамедлительно вернуться в место совершения и‘тикяфа.
5. Пребывающий в и‘тикяфе может взойти на минарет для возглашения азана (призыва к молитве), причем в данном случае неважно, если минарет расположен вне мечети.
6. Находящийся во время и‘тикяфа в мечети может покинуть ее по религиозной причине и по собственной нужде. Например, с целью совершения пятничного намаза в другой мечети, если в данной мечети не проводится пятничная молитва; омовения и купания, из-за боязни нанесения вреда своему здоровью или опасности за свое имущество или вынужденного выхода из мечети по какой-либо иной причине.
Случаи нарушения и‘тикяфа
1. Выход из мечети без уважительной причины .
2. Посещение находящимся в и‘тикяфе больного человека, участие в похоронном обряде или длительной отлучке по причине собственного недуга .
3. Потеря рассудка, длительный обморок или умопомрачение с человеком при и‘тикяфе .
4. Вступление в интимные отношения .
5. Начало менструации у женщин.
6. Нарушение поста во время и‘тикяфа по мнению ученых ханафитского мазхаба т.к. пост по этому мазхабу является условием и‘тикяфа.
В случае нарушения и‘тикяфа - ваджиб (необходимого) следует исполнить каза (последующее исполнение). Например, если человек вознамерился исполнить ваджиб-и‘тикяф и не исполнил или нарушил начатый им и‘тикяф, то в таком случае он должен возместить и‘тикяф день в день (т.е. восполнить несовершенные дни и‘тикяфа) . Если же причинами невыполнения и‘тикяфа стали болезнь или старость, то восполнить дни и‘тикяфа следует по выздоровлении либо в случае не выздоровления или немощи следует за каждый день поста (так как пост является условием и‘тикяфа) дать милостыню фидия-садака . Если нет возможности дать милостыню, то надеяться на милость Аллаха.