Воскресенье, 13 Октября 2019
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar

Обряд жертвоприношения в по ханаифтскому мазхабу

В связи с грядущим праздником Курбан-байрам хотим предложить нашим уважаемым читателям некоторые разъяснения, касающиеся этого праздника и сопутствующего ему обряда, составленные на основе книги известного современного ученого Абдульхамида Тахмаза под общей редакцией Дамира Мухетдинова, которая выпущена в свет ИД «Медина» в рамках серии «Ханафитское наследие».

Курбан-байрам — один из величайших праздников Ислама. Его арабское название Ид аль-Адха означает «праздник жертвоприношения». Но слово курбан происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, становится очевидным, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда.

Жертвенные животные, приносимые паломниками в дни жертвоприношения, называются хадья, а животные, приносимые не паломниками, — адхия. Паломникам, которые совершают только хадж, принести в жертву животных является сунной, а для тех, кто совершает «хадж алькиран» или «хадж ат-таматту», это является обязательным.

По мнению имама Абу-Ханифы, курбан обязателен (ваджиб) для каждого свободного мусульманина (имеются в виду те, кто не совершают хадж), постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения. А согласно имаму аш-Шафии курбан входит в категорию подтвержденной сунны (сунна муаккада). В одном из хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и облагодетельствует) говорится: «Лучшие из моей общины — это те, кто делает жертвоприношение, худшие — те, кто не делает». Таким образом, совершение этого обряда не является фардом (т. е. предписанным), но в то же время многие из мусульман хотели бы оказаться в числе лучших. Необходимо понимать и то, что есть и такие мусульмане, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд — очевидно, что их, конечно же, Пророк не имел в виду.

От имени одного человека совершается жертвоприношение в размере одного барана, а верблюда или корову — от имени семи человек. Со слов Джабира передается: «Посланник Аллаха велел каждым семерым из нас входить в долю при жертвоприношении верблюдов и коров».

Время для жертвоприношения наступает с появлением зари 10 дня месяца Зу-ль-хиджа, но сам обряд совершается после проведения имамом праздничной молитвы. Пророк сказал: «Первое, с чего мы начинаем в этот день, — это молитва. Затем возвращаемся и закладываем жертвенных животных. Кто сделает это, тот совершит нашу сунну. А кто сделает раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения».

Мясо жертвенного животного едят и дают другим, если есть собственный достаток, а также его запасают. Приносящему в жертву желательно поесть немного из [мяса] животного и накормить оставшейся частью [других] в качестве подаяния и дара. А со слов имама аш-Шафии, желательно разделить его на три части, согласно словам Пророка: «Ешьте, раздавайте [в качестве] подаяния и кормите [других]». Таким образом, лучше отдать в подаяние треть [мяса], треть использовать для угощения близких и друзей, а треть оставить про запас (естественно, что при наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано для угощения). Допускается и такой вариант, при котором все мясо останется в доме (особенно, при малом достатке данной семьи). Это говорит о том, что раздача мяса — действие добровольное, хотя и крайне желательное. Раздавать мясо следует, прежде всего, несостоятельным людям для того, чтобы их положение было облегчено. Если кто-то захочет продать мясо, с тем чтобы раздать в подаяние его стоимость, он не может этого сделать, а может только есть сам или кормить [других].

Мясом жертвенных животных разрешается кормить и представителей других конфессий. Таково мнение многих мусульманских ученых, в том числе и имама Абу Ханифы, а имам Малик говорил, что другие (т.е. не мусульмане) [в раздаче мяса] нам предпочтительнее.

Самое большее по награде жертвенное животное — это большее по цене, а если два животных по цене равны, тогда наиболее мясистое. Если же они равны и в этом, то тогда приоритет отдается тому, которое имеет лучший вкус мяса.

Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при выполнении этого обряда:

1) Курбан совершается не человеку (из-за чего фраза «совершаем жертвоприношение такому-то» является не верной), а исключительно Всевышнему Аллаху. Таким образом, правильно следует говорить: «совершаем жертво-приношение Аллаху от имени такого-то, да будет Аллах этим доволен» или по-татарски: «Аллахга курбан кылдык ошбу кеще (здесь следует имя человека) тарафыннан, Аллах ризалыгы очен».

2) Одним из распространенных в мусульманском мире способов совершения этого обряда является такая схема, когда одно жертвоприношение (т.е. один баран или седьмая часть коровы) делается от имени главы семьи (или же всей семьи). Можно принести в жертву и большее число животных, и это зависит уже от материальных способностей конкретной семьи. Можно совершать жертву и от имени других членов семьи, в первую очередь совершеннолетних, а затем уже детей. Не возбраняется делать этот обряд и от имени умерших родственников или близких, делая намерение «совершить курбан ради Аллаха от имени такого-то (умершего)» с тем, чтобы это было искуплением за его (умершего) возможные грехи и ошибки. Однако при этом следует учесть, что если наследник покойного совершит курбан за него по его распоряжению, то он обязан раздать это мясо, не оставляя его своей семье. Если же он сделает это добровольно, то он может использовать мясо по своему усмотрению, также, как и в случае с обычным курбаном, поскольку такое жертвоприношение совершается из его собственности, хотя вознаграждение и посвящается покойному.

3) Некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем верными или же спорными с точки зрения шариата. Одним из них является мнение о необходимости совершать курбан от имени Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и облагодетельствует). Хотя указание на это присутствует в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи со ссылкой на халифа Али (да помилует его Всевышний), зятя Пророка, все же данный хадис не может служить основанием для обязательности такого действия — оно может быть лишь желательным.

4) Не совсем верное понимание сущности курбана приводит к смешению разных видов жертвоприношений. Хотя среди российских мусульман любое заклание жертвенного животного известно как курбан, настоящий «Курбан» — приуроченный к празднику Курбан-байрам — проводится только в течение трех праздничных дней, начиная с первого дня праздника, что соответствует 10 числу месяца Зуль-хиджа. Таким образом, курбан следует совершать в первый, второй или третий дни праздника (10, 11, 12 Зу-ль-хиджа), хотя с точки зрения некоторых ученых при неспособности совершить жертвоприношение в эти дни можно сделать это и в четвертый день, т.е. 13 Зу-ль-хиджа. В другие же дни заклание барашка не будет тем курбаном, о котором говорил Пророк Мухаммад в соответствующем хадисе.

При совмещении других видов заклания, таких как назер (т. е. обет, обещание), акыка (посвященная рождению детей) или аш (приуроченный к проведению специального маджлиса, посвященного поминанию умерших) с курбаном следует совершать несколько жертвоприношений, тогда одно из них будет считаться настоящим курбаном, а другое (или другие) станет одним из вышеприведенных видов заклания.

5) Ошибочным является и распространенное среди российских мусульман наименование «курбан ае» или «месяц курбана». Такого месяца в мусульманском календаре не существует, но есть месяц хаджа — Зу-ль-хиджа, при этом этот месяц начинается за 9 дней до праздника Курбан-байрам. Таким образом, неправильно говорить о том, что спустя 25 или 27 дней после праздника «все еще идет месяц курбана», поскольку уже через 19 или 20 дней после этого праздника месяц Зу-ль-хиджа заканчивается, и начинается новый месяц (Мухаррам), не имеющий отношения к хаджу и жертвоприношению. А вот другой вопрос — когда можно провести религиозное собрание (меджлис) с угощением гостей мясом жертвенного животного?! Очевидно, это следует сделать как можно раньше (естественно, согласовывая с возможностями людей) — может быть, как раз в течение ближайшего месяца, хотя при нынешней холодильной технике мясо не портится и в течение нескольких месяцев после дней праздника.

6) В дополнение ко всему следует отметить также и день, предшествующий празднику Курбан-байрам, т. е. 9?е число месяца Зу-ль-хиджа. Он называется «день стояния на Арафате», т. к. в этот день паломники, совершающие хадж, проводят его на горе Арафат. Про этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «По поводу поста в день Арафата, поистине, я считаю, что Аллах очистит от грехов (того, кто держит пост в этот день) за весь прошлый год и за будущий». Пост в этот день не является обязательным, хотя награда за него, как видим, огромна. Пост в этот день желательно держать всем дееспособным, кроме совершающих хадж.

Подытоживая все сказанное, следует отметить то, что Курбан-байрам (Ид-аль-Адха) — является одним из величайших праздников Ислама. Это связано и с историей его возникновения, и с пользой, которую он приносит людям ежегодно, не только очищая души и имущество верующих от грехов и ошибок, накопленных в течение года, но и предоставляя возможность нуждающимся получить столь необходимую им гуманитарную помощь.

Подготовил Марат Хайретдинов


29 сентября 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку