Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Халяль > Опыт сертификации

Доклад в учебном центре ВНИИМП

«Опыт сертификации продукции халяль на российских мясо и птицеперерабатывающих предприятиях»

 

Вводная часть.

В 2003 году религиозная организация Совет муфтиев России, объединяющая региональные духовные управления мусульман, в ответ на многочисленные обращения верующих о достоверности халяль продуктов, реализуемых в торговых предприятиях с одноименной маркировкой, и в связи с  отсутствием государственных нормативных документов,  приняла решение создать подразделение, которое будет заниматься разработкой нормативной документации, контролем над производством и торговлей продукцией халяль. Мы понимали что документ, подтверждающий достоверность маркировки халяль (свидетельство, сертификат) нужен будет только для мусульман. 

Напоминаю, что ХАЛЯЛЬ это общепринятый мусульманский термин дозволенности, разрешенности в отличии от термина ХАРАМ, обозначающего  запретное. В общем случае этим термином мусульмане пользуются во всех жизненных ситуациях (выбирая пищу, в процесс ее принятия, выбирая источники доходов, в торговле, при выборе одежды,  отдыхая, во взаимоотношениях в семье, с соседями, при поклонении Всевышнему и т.д.).

В данном случае мы рассматриваем только халяль продукты питания.

 

Разработка стандарта.

Нормативный документ, разработанный в Совете муфтиев России называется: «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам – «Халяль-ППТ-СМР» (издание 2-е), введенное в действие 29 декабря 2004 года. Первое издание, введенное в действие в 2003 году в течение 2003-2004 года, отрабатывалось на мясоперерабатывающих предприятиях (ЗАО «Микояновский мясокомбинат, на бойнях и колбасном заводе Ассоциации «ТОПОЛИС», ООО «Халяль-АШ», ООО «Сафа», птицефабрике «Элинар-Бройлер»).

В основу разработанного документа были положены:

-требования последнего  Божественного завета «Корана»,

-требования достоверных хадисов Пророка Мухаммада( разъяснения, дополнения и указания в различных жизненных ситуациях, ответы на вопросы дополняющие Божье откровение),

-постановления Европейского совета по фетвам (г.Дублин) (Европейская организация ученых мусульман дающая разъяснения и рекомендации как  поступать мусульманам в том или ином случае в современных европейских реалиях, с учетом развития новой техники и технологии,

- разъяснения (фетвы)  Председателя Совета муфтиев России, Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России  муфтия-шейха Равиля Гайнутдина,

-требования и рекомендации международных стандартов «Кодекс Алиментариус»,

- требования государственных стандартов РФ,

- требования законов РФ.

То есть мы сделали попытку совместить требования исламского (шариата) и государственного российского законодательства. Трехлетний опыт показал, что непреодолимых  противоречий нет. Мы  стремились выполнить одно из главных условий достоверности в исламском праве, в частности для продуктов халяль, это свидетельство правоверного мусульманина, ответственного перед Всевышним и перед единоверцами. (Здесь уместно напомнить известную заповедь Всевышнего: не лжесвидетельствуй). Такого мусульманина обычно рекомендует местная религиозная организация и после непродолжительной подготовки он получает доверенность от Председателя Совета муфтиев участвовать в процессе производства и свидетельствовать соответствие продукции халяль.

В разработанном  документе изложены основные требования:

- к порядку организации производства,

- к сырью и комплектующим (добавкам, ингредиентам, оболочкам и т. д.),

- к убою животных,

- к персоналу,

- к производственным помещениям,

- к оборудованию и материалам,

- к маркировке и упаковке,

- к контролю соответствия производства нормам шариата(Божественным законам),

- к порядку достоверного подтверждения соответствия халяль,

- к предприятиям торговли.

В нем же изложены обязанности уполномоченного представителя религиозной организации и рекомендации руководителям торгующих предприятий.

Мы его называем стандарт Совета муфтиев, хотя и понимаем что до настоящего стандарта ему еще далеко. Но уже сейчас мы готовим новую, уточненную редакцию этого документа, так у нас появляются новые направления такие как:

-пищевые добавки и различные ингредиенты,

-чайная продукция,

-продукты быстрого приготовления,

-парфюмерия и косметика,

-медикаменты,

-туризм, отдых.

Наш стандарт лег в основу государственного халяль стандарта Республики Казахстан и по существующему межправительственному соглашению 1992 года, он может быть распространен и в РФ. В Казахстане производство халяль продуктов находится под контролем государства, они заключили ряд совместных договоров с Малайзией на строительство заводов в Казахстане и в Малайзии.

Наш стандарт стал основой государственного халяль стандарта Республики Татарстан. В Татарстане в настоящее время прошло сертификацию порядка 30 предприятий, в числе которых есть и кондитерские и хлебобулочные.

 По нашему стандарту в прошедшем году стали сертифицировать производителей централизованные организации мусульман Свердловской области, Тюменской области, Республики Мордовии, Саратовской области.

Наш Сертификат признается зарубежными мусульманскими организациями (Таиланд – оболочки Белкозин, Иордания – полиамидные оболочки, Уэбекистан – продукты быстрого питания «РОЛЛТОН», Грузия – вареные колбасы «Микоян», Туркмения – косметические средства ООО «Жинераль»). Мы участвовали в 2004 и 2006 году в международных выставках продукции халяль в Малайзии. В настоящее время мы подписали договор о сотрудничестве с мусульманской организацией Австрии о взаимном признании сертификатов и подтвердили сертификат халяль на австрийские  специи  ЗАЛТЕК, дистребьютер «БИОФУД», готовится соглашение о сотрудничестве с испанскими мусульманами, на рассмотрении предложения мусульман из Южноафриканской республики. 

 

 

 

Порядок сертификации.

 

Поэтапно процесс сертификации выглядит следующим образом.

1.Обращение предприятия в Совет муфтиев России (или территориальное Духовное управление, занимающееся сертификацией) с выражением желания организовать производство халяль продукции.

2.Составление совместного «Протокола о намерениях», в котором излагаются основные сведения о предприятии, о предполагаемых объемах производства, источниках сырья, добавок, ингредиентов, о местах реализации, о наличии и возможностях специального персонала.

3.Комиссионное обследование предприятия, анализ технологической, нормативно-технической и иной документации, анализ возможности наладить эффективный контроль соблюдения нашего стандарта спецперсоналом.

4.Составление плана-мероприятий для подготовки производства, персонала, технологической документации, разработки внешнего оформления и т.д.

5.Подписание договора (соглашения) о сотрудничестве.

6.Выдача сертификата.

На сегодняшний день платными являются услуги по освидетельствованию и выдаче сертификата.

Проблемы.

 

Проблемы, возникающие при производстве и реализации продукции халяль по предложенной схеме сертификации можно разделить на несколько групп:

1.Организационные.

-не все региональные духовные управления мусульман имеют возможность проводить работы по сертификации (отсутствуют подготовленные кадров и финансирование);

-в местах расположения предприятий нет организованных местных религиозных организаций, способных рекомендовать своих представителей;

-стремление предприятий применять в дизайне оболочек, упаковок мусульманские мотивы (мечети, полумесяцы, характерные названия «Байрам», «Кунак» и т. д.),

2. Правовые.

-практическая невозможность конкуренции с импортными продуктами халяль (мясо-халяль КРС из Новой Зеландии, Аргентины, Австралии, куры-халяль из Бразилии, Франции, Венгрии)

-отсутствие государственной нормативной документации регулирующей оборот халяльной продукции в стране (отсюда открытие цехов, заводов производящих продукцию сомнительного свойства под маркой халяль повсеместно на Северном Кавказе, в Ростовской области, попытки производить продукцию халяль без соответствующих подтверждений на мясокомбинатах «Черкизовском», «Царицыно», Раменском «РАМФУД», «Дмитровско-Лианозовском», «Верхневолжской птицефабрике» и некоторых предприятиях Республик Татарстан и Башкортостан.

3.Противодействие некоторой части мусульман, традиционных производителей и реализаторов нововведениям Совета муфтиев России и новым производителям конкурентам.

4.Противодействие ряда невежественных священников русской православной церкви исходя из ошибочного представления о халяле как ритуальной мистической пищи только для мусульман. Суть этого термина: Халяль это пища в том числе разрешена и мусульманам .

Ж.Азизбаев

февраль 2007 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку