ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ
Международный открытый архитектурный конкурс на разработку проекта интерьера молельного зала Комплекса Московской Соборной мечети.
1. Программа конкурса.
1.1. Цель конкурса:
1.
Архитектурный стиль Московской Соборной Мечети выражает все признаки исламского культового здания. Величие и мощь АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ – пространственной композиции, масштабы которой определяются с учетом всех ее элементов, включая купол и минареты, органично сочетаются с московской и российской архитектурой. Строительные приемы, внешний вид, декоративное убранство и образное сходство с башней Сюимбеке в Казани, башнями Московского Кремля – дает точный адрес – МОСКОВСКИЙ.
2.
Минарет – сооружение для призыва на молитву, представляет своего рода освещенную сигнальную башню, что делает его отличным от всех других элементов архитектурного ансамбля. Вертикальные акценты минаретов в архитектурной композиции подчинены законам симметрии и эстетическим требованиям и придают зрительную устойчивость всему ансамблю.
Планировка мечети соответствует исламским канонам по разделению мужского и женского входов в здание мечети и распределение на уровни молельного зала и галерей для молящихся. Широкие трехмаршевые лестницы, расположенные в минаретах, ведут молящихся к входу в молельный зал. Интерьерное убранство должно выполнять функцию торжественного входа в молельный зал. Ступени, перила, балясины и стены отделываются и изготовляются из натурального камня. Рисунок раскладки плит, форма балясин и перил, порталы дверных проемов, мотив и точное размещение и правильное распределение орнаментов должны соответствовать канонам ислама.
3.
Двор также играет важную роль, ведь в нем собираются верующие. Широкие лестничные марши, ведущие в мужской и женский вестибюли с гардеробами, порталы входных дверей, отделываются натуральным камнем с орнаментом, выполненным с особой утонченностью, органично вписываясь в стиль архитектуры мечети. Из вестибюля в молельный зал прихожане поднимаются по парадной открытой лестнице в центре вестибюля. Эта лестница обращает на себя особое внимание чистотой рисунка деталей, светлым обрамлением перил и красотой настенных орнаментальных росписей и мозаичных композиций.
4.
Важнейший объем мечети – молитвенный зал. Молитвенный зал мечети имеет в мечети первостепенное значение. Главная цель молитвенного зала вместить как можно больше верующих, которые располагаются рядами, обращенные лицом в сторону Киблы, находящейся в Мекке. Величественность интерьера молельного зала создается архитектурой центрального купола, опирающегося на восемь колонн, что придает ансамблю особую легкость. Еще шестнадцать симметрично расположенных колонн несут верхние ярусы, балконы и галереи. Через множество оконных проемов в зал льются потоки света, освещая резные сталактиты в декоре потолков и резные орнаменты колонн. Стена КИБЛЫ и МИХРАБ – два конструктивных элемента, тесно связаны между собой. Кибла указывает направление на Мекку, что позволяет верующим обращать свое лицо в нужную сторону во время молитвы. Михраб - это место, где имам проводит (руководит) коллективными богослужениями-намазами, он несет в себе символический смысл.
Декоративное оформление михраба является предметом особого внимания. Михраб и стена Киблы могут быть объединены одним декором, притом пышным убранством выделяется только михраб. Резные панели и мукарнас - сталактиты являются основным элементом декора. Резьбу может дополнять роспись. Михраб может быть выложен смальтовой на золотом фоне мозаикой. Для создания орнамента на стене Киблы возможно применять глазурованную керамику.
Минбар – это место где производится проповедь-хутба и должен выделяться своей элегантностью, высотой, каническим балдахином, тонко проработанной ажурной мраморной резьбой и позолотой, инкрустацией цветным мрамором и порфиром.
5.
Свод украшен росписью, выложен смальтовой на золотом фоне мозаикой. Прекраснейшие произведения расписной керамики должны сообщать своду необыкновенную легкость.
Балконы и галереи молельного зала отгораживаются парапетами, выполненными из мраморных и деревянных резных и инкрустированных конструкций. Балясины и перила выполняются с тонким изяществом присущим уникальному сооружению исламской культовой архитектуры. Колонны галереи на отм. +8,40 с резными боками, капители украшены расписными сталактитами. Применение сталактитов обеспечивает переход от круглого сечения ствола колонн к квадратному в плане (завершающая капитель квадратная плита-абака). Колонны галереи на отм. +13,20 переходят в сталактитовые арки, что органично вольется в свод главного купола.
6.
Молельный зал существующей реконструируемой мечети отделывается благородным материалом – мрамором со вставками, тонко проработанной ажурной мраморной резьбой и позолотой, инкрустацией цветным мрамором и порфиром, тончайшей резьбой разнообразного рисунка (растительные орнаменты, надписи и плетеные узоры).
7.
Весь комплекс объединен единой архитектурной и стилистической идеей. В архитектурном облике сооружения применяются традиционные приемы исламской современной мировой архитектуры. Для молельного зала существующей реконструируемой мечети и вновь строящейся, лестниц и минаретов, разрабатывается художественное освещение.
8.
Кабинет Муфтия отделывается деревянными резными панелями. Мебель: стол, шкафы, кресла изготавливаются из дерева, могут быть покрыты богатой резьбой и инкрустацией. Пол – из наборного паркета с орнаментом и художественными вставками.
Служебные кабинеты заместителей муфтия, начальников отделов и сотрудников Духовного Управления мусульман отделываются деревянными резными панелями и индивидуально подобранной кабинетной мебелью. Полы из наборного паркета. Потолки и верхняя часть стен расписываются орнаментом в исламских традициях.
9.
Конференцзал и вестибюль при нем отделываются в стиле исламских традиций. Мрамор с включением элементов из порфира - основной элемент декора стен вестибюля. Потолки расписываются. Стены конференцзала обшиваются резными деревянными панелями с наборным орнаментом. Пол застилается ковровым покрытием. Потолок гипсовый с резным орнаментом и точным расчетом по акустике. Особое внимание при оформлении вестибюля и конференцзала обратить на освещение. Разработать индивидуальные светильники и бра.
10.
Помещения для омовения оформляются с применением декоративных элементов, допустимых для размещения в данных помещениях.
Заключение:
- Главная задача художественного проектирования интерьера – на основе канонов исламской архитектуры достичь выразительного художественного звучания интерьера, несущего черты российского мусульманского стиля исламской архитектуры.
- Одновременно интерьер молельного зала должен предусматривать решение таких утилитарно-функциональных задач как отопление, вентиляция, пылеудаление, световой комфорт - (освещение молельного зала должно предусматривать несколько режимов: праздничное, повседневное, рабочее, дежурное, ночное и др.). В обязательном порядке необходимо учесть рекомендации акустиков о применении и расположении отделочных материалов молельного зала.
- Пространство молельного зала Соборной мечети состоит из двух частей – большого – вновь создаваемого и малого – реконструируемого. Это пространство должно иметь целостное стилевое решение.
- Свод главного купола мечети придает величественность главному залу, выделяется легкостью и воздушностью, которое достигается с помощью декоративной орнаментики и освещения, естественного – днем и искусственного – в темное время суток.
- Михраб на стене Киблы выделяется особым декором и освещением и должен иметь свою индивидуальность и уникальность.
- Общая цветовая гамма интерьера и световая среда должны придавать ему легкость и величественность.
- В отделке интерьера молельного зала используется натуральный камень, инкрустация, резные панели из мрамора, мозаика, роспись, позолота и др.
.
1.2. Общие положения:
-1. Заказчиком конкурса является Духовное Управление мусульман Европейской части России, Московский Муфтият.-2. Организатором конкурса является архитектурно-художественный Совет при Московском Муфтияте.-3. Конкурс является: Международным открытым архитектурно-художественным конкурсом и проводится в одну стадию.-4. Адрес организатора конкурса (архитектурно-художественный Совет при Московском Муфтияте) : 129090, г. Москва, Выползов пер., владение 7.
-справки по тел. (+7-903) 774 2693; факс (+7-495) 645 0469
e-mail: palitart@mail.ru 1.3. Основными задачами конкурса являются:
-1. Выбор лучшего проектного решения оформления
интерьеров молельного зала комплекса Московской Соборной Мечети к
-2. Средствами архитектуры, монументального искусства сформировать образ интерьеров молельного зала комплекса Московской Соборной Мечети.
2. Условия конкурса
2.1. К участию в конкурсе приглашаются архитекторы и лицензированные проектные организации.
2.2.В конкурсе не имеют право участвовать следующие лица:- члены оргкомитета
конкурса,- члены жюри конкурса,- сотрудники любой проектной организации, которую
возглавляет один из членов оргкомитета или членов жюри
конкурса. 2.3.Регистрация.- Участники, должны заполнить регистрационные
анкеты и подать их Организатору конкурса (САР) по адресу:
-справки по тел.: (+7-903) 774 2693; факс (+7-495) 645 0469
e-mail: palitart@mail.ru. - Регистрационные анкеты
должны поступить к организаторам конкурса не позднее 25 июля
2.4.Зарегистрированным участникам Организатор конкурса выдает (высылает) следующие материалы: [*]
- Программу и Условия Конкурса
- планы, разрезы, фасады объекта
2.5.Состав представляемых на конкурс материалов:
- Пояснительная записка
-Дополнительные графические материалы, раскрывающие авторскую концепцию
-Дополнительно указывать материал изготовления
-Поощряется при рассмотрении на конкурсе представление фрагментов оформления, резьба, роспись и тд.
2.6.Форма подачи конкурсных материалов:
- Проектные предложения должны быть представлены на семи
легких и негнущихся планшетах, толщиной не более
- Конкурсные проекты должны быть представлены
Организатору конкурса (архитектурно-художественный Совет при Московском
Муфтияте) не позднее 18-00 часов 25 августа
- Конкурсные материалы, посланные по почте, должны быть
отправлены до 25 августа
2.7.Анонимность:
Для сохранения анонимности секретариат конкурса будет регистрировать поступающие проекты по мере их прибытия, и присваивать каждому из них серийный номер, который должен закрыть идентификационный код конкурсантов, как на планшетах, так и на идентификационном конверте. Идентификационные конверты должны затем быть переданы в Оргкомитет конкурса на хранение. Конверты будут оставаться в Оргкомитете до объявления окончательных результатов конкурса.
2.8.Премии.
Жюри конкурса присуждает, 3 премии проектам представленным на конкурс:
Одну – 1-ую премию 500 000 рублей.
Две – 2-ых премии по 250 000 рублей.
- Конкурсные работы, не поданные в срок, не рассматриваются жюри конкурса.
2.9.Заказчик (Духовное Управление мусульман Европейской части России) принимает на себя обязательство реализовать проект, завоевавший первую премию, и заключить договор на разработку эскизов и их реализацию в натуре с авторами этого проекта.
2.10.Авторские права на проекты, завоевавшие премии, а так же на все остальные конкурсные проекты, принадлежат проектировщикам. Тем не менее, организаторы конкурса сохраняют за собой право опубликовать эти проекты, если сочтут необходимым. Чертежи и эскизы проектов - победителей не возвращаются.
2.11.Возврат конкурсных работ: за исключением премированных проектов все конкурсные материалы будут возвращены участникам конкурса в течении 2-х месяцев после объявления результатов конкурса (если такие пожелания поступят в оргкомитет конкурса).
3. Состав жюри конкурса
Председатель жюриГизатуллин Дамир Халиуллович |
Первый заместитель Председа-теля Духовного Управления мусульман Европейской части России |
|
Ученый секретарь Хайлов Евгений Михайлович |
Главный специалист ООО «Архитектурное бюро 2002», Заслуженный работник куль-туры России, член Союза художников |
(+7 903) 774 26 93, факс (+7-495) 645 0469 E-mail: palitart@mail.ru |
Члены жюри: Ванслов Виктор Владимирович |
Член Президиума Российской Академии художеств, Заслу-женный деятель искусств Российской Федерации, член Союза художников |
|
Ефимов Андрей Владимирович |
Заведующий кафедрой дизайна Московского архитектурного института (Государственная академия), доктор архитектуры |
|
Костюченко Юрий Васильевич |
Заместитель генерального директора ООО «Строительный и финансовый инжиниринг» |
|
Муртазин Марат Фахрисламович |
Заместитель Председателя Духовного Управления мусуль-ман Европейской части России, ректор Московского Исламско-го университета, кандидат наук |
|
Мухамедханов Яркун Джафарович |
Директор ГУП «МОСПРОМ-ПРОЕКТ», заслуженный архи-тектор Российской Федерации |
|
Салахов Таир Теймур оглы |
Вице-президент Российской Академии художеств, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Азербайджана и Российской Федерации |
|
Саубянов Харис Ахметович |
Заместитель Председателя Духовного Управления мусуль-ман Европейской части России, кандидат исторических наук |
|
Тажиев Игорь Ибрагимович |
Генеральный директор ООО «Архитектурное бюро 2002», Действительный член Аккаде-мии Архитектурного Наследия, член Союза архитекторов Рос-сии |
|
Хан-Магометов Селим Омарович |
Академик Российской Аккаде-мии архитектуры и строитель-ных наук, архитектор, Доктор искусствоведения |
|
Резервные члены жюри |
||
4.Сроки проведения конкурса
Опубликование и выдача программ 10 июля
Регистрация участников конкурса до 25 июля
Прием проектов от участников 25 августа по 31 августа
Организация выставки 1-7 сентября
Заседание жюри конкурса 10 сентября
Объявление результатов конкурса,
передача проектов Заказчику 15 сентября
Председатель жюриГизатуллин Дамир Халиуллович
Ученый секретарь
Хайлов Евгений Михайлович
* все материалы по просьбе зарегистрированных участников могут быть получены в электронном виде