Вторник, 19 Ноября 2019
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Московская Соборная мечеть > Объявлен конкурс!

ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ

 

Международный открытый архитектурный конкурс на разработку проекта интерьера молельного зала Комплекса Московской Соборной мечети.

 

1. Программа конкурса.

1.1. Цель конкурса:

1.

Архитектурный стиль Московской Соборной Мечети  выражает все признаки исламского культового здания. Величие и мощь АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ – пространственной композиции, масштабы которой определяются с учетом всех ее элементов, включая купол и минареты, органично сочетаются с московской  и российской архитектурой. Строительные приемы, внешний вид, декоративное убранство и образное сходство с башней Сюимбеке в Казани, башнями Московского Кремля – дает точный адрес – МОСКОВСКИЙ.

2.

  Минарет – сооружение для призыва на молитву, представляет своего рода освещенную сигнальную башню, что делает его отличным  от всех других элементов архитектурного ансамбля. Вертикальные акценты минаретов в архитектурной композиции подчинены законам симметрии и эстетическим требованиям и придают зрительную устойчивость всему ансамблю.

  Планировка мечети соответствует исламским канонам по разделению мужского и женского входов в здание мечети и распределение на уровни молельного зала и галерей для молящихся. Широкие трехмаршевые  лестницы, расположенные в минаретах, ведут молящихся к входу в молельный зал.  Интерьерное убранство должно выполнять функцию торжественного входа в молельный зал.  Ступени, перила, балясины и стены отделываются и изготовляются из натурального камня. Рисунок раскладки плит, форма балясин и перил, порталы дверных проемов, мотив и точное размещение и правильное распределение орнаментов должны соответствовать канонам ислама.

 

3.

  Двор также играет важную роль, ведь в нем собираются верующие. Широкие лестничные марши, ведущие в мужской и женский вестибюли с гардеробами, порталы входных дверей,  отделываются натуральным камнем с орнаментом, выполненным с особой утонченностью, органично вписываясь в стиль архитектуры мечети. Из вестибюля в молельный зал прихожане поднимаются по парадной открытой лестнице в центре вестибюля. Эта лестница обращает на себя особое внимание чистотой рисунка деталей, светлым обрамлением перил и красотой настенных орнаментальных росписей и мозаичных композиций.

4.

  Важнейший объем мечети – молитвенный зал. Молитвенный зал мечети имеет в мечети первостепенное значение. Главная цель молитвенного зала вместить как можно больше верующих, которые располагаются рядами, обращенные  лицом в сторону Киблы, находящейся в Мекке. Величественность интерьера молельного зала создается архитектурой центрального купола, опирающегося на восемь колонн, что придает ансамблю особую легкость. Еще шестнадцать симметрично расположенных колонн несут верхние ярусы, балконы и галереи. Через множество оконных проемов в зал льются потоки света, освещая резные  сталактиты в декоре потолков и резные орнаменты колонн. Стена КИБЛЫ и МИХРАБ – два конструктивных элемента, тесно связаны между собой. Кибла указывает направление на Мекку, что позволяет верующим обращать свое лицо в нужную сторону во время молитвы.  Михраб - это место, где имам проводит (руководит) коллективными богослужениями-намазами, он несет в себе символический смысл.

  Декоративное оформление михраба является предметом особого внимания.  Михраб и стена Киблы могут быть объединены одним декором,  притом пышным убранством выделяется только михраб. Резные  панели и мукарнас ­­- сталактиты  являются основным  элементом декора. Резьбу может дополнять роспись. Михраб может быть выложен смальтовой на золотом фоне мозаикой. Для создания орнамента на стене Киблы  возможно применять глазурованную керамику.

  Минбар – это место где производится проповедь-хутба и должен выделяться своей элегантностью, высотой, каническим балдахином, тонко проработанной ажурной мраморной резьбой и позолотой, инкрустацией цветным мрамором и порфиром.

 

5.

  Свод  украшен росписью, выложен смальтовой на золотом фоне мозаикой. Прекраснейшие произведения расписной керамики должны сообщать своду необыкновенную легкость.

  Балконы и галереи молельного зала отгораживаются парапетами, выполненными из мраморных и деревянных резных и инкрустированных конструкций. Балясины и перила выполняются с тонким изяществом присущим уникальному сооружению исламской культовой архитектуры.  Колонны галереи на отм. +8,40 с резными боками, капители украшены расписными сталактитами. Применение сталактитов обеспечивает переход от круглого сечения ствола колонн к квадратному в плане (завершающая капитель квадратная плита-абака). Колонны галереи на отм. +13,20 переходят в сталактитовые арки, что органично вольется в свод главного купола.

6.

  Молельный зал существующей реконструируемой мечети отделывается благородным материалом – мрамором со вставками, тонко проработанной ажурной мраморной резьбой и позолотой, инкрустацией цветным мрамором и порфиром, тончайшей резьбой разнообразного рисунка (растительные орнаменты, надписи и плетеные узоры).

7.

  Весь комплекс объединен единой архитектурной и стилистической идеей. В архитектурном облике сооружения применяются традиционные приемы исламской современной мировой архитектуры. Для молельного зала существующей реконструируемой мечети и вновь строящейся, лестниц и минаретов, разрабатывается художественное освещение.

8.

  Кабинет Муфтия отделывается деревянными резными панелями. Мебель: стол, шкафы, кресла изготавливаются из дерева, могут быть покрыты богатой резьбой и инкрустацией. Пол – из наборного паркета с орнаментом и художественными вставками.

  Служебные кабинеты заместителей муфтия, начальников отделов и сотрудников Духовного Управления мусульман отделываются деревянными резными панелями и индивидуально подобранной кабинетной мебелью. Полы из наборного паркета. Потолки и верхняя часть стен расписываются орнаментом в исламских традициях.

9.

  Конференцзал и  вестибюль при нем отделываются  в стиле исламских традиций.  Мрамор с включением элементов из порфира -  основной элемент декора стен вестибюля.  Потолки расписываются. Стены конференцзала обшиваются резными деревянными панелями с наборным орнаментом. Пол застилается ковровым покрытием.  Потолок гипсовый с резным орнаментом и точным расчетом по акустике. Особое внимание при оформлении вестибюля и конференцзала обратить на освещение. Разработать индивидуальные светильники и бра.

10.

  Помещения для омовения оформляются с применением декоративных элементов, допустимых для размещения в данных помещениях.

Заключение:

- Главная задача художественного проектирования интерьера – на основе канонов исламской архитектуры достичь выразительного художественного звучания интерьера, несущего черты российского мусульманского стиля исламской архитектуры. 

- Одновременно интерьер молельного зала  должен предусматривать решение таких утилитарно-функциональных задач как отопление, вентиляция, пылеудаление, световой комфорт - (освещение молельного зала должно предусматривать несколько режимов: праздничное, повседневное, рабочее, дежурное, ночное и др.). В обязательном порядке необходимо учесть рекомендации акустиков о применении и расположении отделочных материалов молельного зала.

- Пространство молельного зала Соборной мечети состоит из двух частей – большого – вновь создаваемого и малого – реконструируемого. Это пространство должно иметь целостное стилевое решение.

- Свод главного купола мечети придает величественность главному залу, выделяется легкостью и воздушностью, которое достигается с помощью декоративной орнаментики и освещения, естественного – днем и искусственного – в темное время суток.

- Михраб на стене Киблы выделяется особым декором и освещением и должен иметь свою индивидуальность и уникальность.

- Общая цветовая гамма интерьера и световая среда должны придавать ему легкость и величественность.

- В отделке интерьера молельного зала используется натуральный камень, инкрустация, резные панели из мрамора, мозаика, роспись, позолота и др.

.

1.2. Общие положения:

-1. Заказчиком конкурса является Духовное Управление мусульман Европейской части России, Московский Муфтият.-2. Организатором конкурса является архитектурно-художественный Совет при Московском Муфтияте.-3. Конкурс является: Международным открытым архитектурно-художественным конкурсом и прово­дит­ся в одну стадию.-4. Адрес организатора конкурса (архитектурно-художественный Совет при Московском Муфтияте) : 129090, г. Москва, Выползов пер., владение 7.

-справки по тел. (+7-903) 774 2693; факс (+7-495) 645 0469

 e-mail: palitart@mail.ru 1.3. Основными задачами конкурса являются:

-1. Выбор лучшего проектного решения оформления интерьеров молельного зала комплекса Московской Соборной Мечети к 2009 г ..

-2. Средствами архитектуры, монументального искусства сформировать образ интерьеров молельного зала комплекса Московской Соборной Мечети.

2. Условия конкурса

2.1. К участию в конкурсе приглашаются архитекторы и лицензированные проектные организации.

2.2.В конкурсе не имеют право участвовать следующие лица:- члены оргкомитета конкурса,- члены жюри конкурса,- сотрудники любой проектной организации, которую возглавляет  один из членов  оргкомитета или членов жюри конкурса. 2.3.Регистрация.- Участники, должны заполнить регистрационные анкеты и подать их Организатору конкурса (САР) по адресу: 129090, г . Москва, Выползов пер., владение 7.

-справки по тел.: (+7-903) 774 2693; факс (+7-495) 645 0469

e-mail: palitart@mail.ru. - Регистрационные анкеты должны поступить к организаторам конкурса не позднее 25 июля 2008 г., (по почте, телефону / факсу, по электронной почте).

2.4.Зарегистрированным участникам  Организатор конкурса выдает (высылает) следующие материалы: [*]

- Программу и Условия Конкурса

- планы, разрезы, фасады объекта

2.5.Состав представляемых на конкурс материалов:

- Пояснительная записка

-Дополнительные графические материалы, раскрывающие авторскую концепцию

-Дополнительно указывать материал изготовления

-Поощряется при рассмотрении на конкурсе представление фрагментов оформления, резьба, роспись и тд.

2.6.Форма подачи конкурсных материалов:

- Проектные предложения должны быть представлены на семи легких и негнущихся планшетах, толщиной не более 10 мм, формата А1 (84,1х59,4) и включать пояснительную записку (композиция - вертикальная, с учетом блокировки планшетов по длинной стороне). Должен быть приложен конверт для идентификации, внутри которого должны содержаться сведения о личности конкурсантов и фамилии всех членов проектной бригады, а снаружи конверта должен быть написан идентификационный код, содержащий 7 цифр (высотой 2 см) по выбору конкурсантов. Тот же код должен быть написан на каждом из семи планшетов формата А1, и он будет служить единственным опознавательным знаком на планшетах. 

- Конкурсные проекты должны быть представлены Организатору конкурса (архитектурно-художественный Совет при Московском Муфтияте) не позднее 18-00 часов 25 августа 2008 г ., по адресу: 129090, г. Москва, Выползов пер., владение 7.

- Конкурсные материалы, посланные по почте, должны быть отправлены до 25 августа 2008 г. включительно с условием получения конкурсных материалов Оргкомитетом не позднее 31 августа 2008 г.

2.7.Анонимность:

Для сохранения анонимности секретариат конкурса будет регистрировать поступающие проекты по мере их прибытия, и присваивать каждому из них серийный номер, который должен закрыть идентификационный код конкурсантов, как на планшетах, так и на идентификационном конверте. Идентификационные конверты должны затем быть переданы в Оргкомитет конкурса на хранение. Конверты будут оставаться в Оргкомитете до объявления окончательных результатов конкурса.

2.8.Премии.

Жюри конкурса присуждает, 3 премии проектам представленным на конкурс:

Одну – 1-ую премию 500 000 рублей.

Две – 2-ых премии по 250 000 рублей.

- Конкурсные работы, не поданные в срок, не рассматриваются жюри конкурса.

2.9.Заказчик (Духовное Управление мусульман Европейской части России) принимает на себя обязательство реализо­вать проект, завоевавший первую премию, и заключить договор на разработку эскизов и их реализацию в натуре с авторами этого проекта.

2.10.Авторские права на проекты, завоевавшие премии, а так же на все остальные конкурсные проекты, принадлежат проек­ти­ровщикам. Тем не менее, организаторы конкурса сохраняют за собой право опубли­ко­вать эти проекты, если сочтут необ­хо­димым. Чертежи и эскизы проектов - победителей не возвращаются.

2.11.Возврат конкурсных работ: за исключением премированных проектов все конкурсные материалы будут возвращены участникам конкурса в течении 2-х месяцев после объявления результатов конкурса (если такие пожелания поступят в оргкомитет конкурса).

3. Состав жюри конкурса

Председатель жюриГизатуллин Дамир Халиуллович

Первый заместитель Председа-теля Духовного Управления  мусульман Европейской части России

Ученый секретарь

Хайлов Евгений Михайлович

Главный специалист ООО «Архитектурное бюро 2002», Заслуженный работник куль-туры России, член Союза художников

(+7 903) 774 26 93, факс

(+7-495) 645 0469

E-mail: palitart@mail.ru

Члены жюри:

Ванслов Виктор Владимирович

Член Президиума Российской Академии художеств, Заслу-женный деятель искусств Российской Федерации, член Союза художников

Ефимов Андрей Владимирович

Заведующий кафедрой дизайна Московского архитектурного института (Государственная академия), доктор архитектуры

Костюченко Юрий Васильевич

Заместитель генерального директора ООО «Строительный и финансовый инжиниринг»

Муртазин Марат Фахрисламович

Заместитель Председателя Духовного Управления мусуль-ман Европейской части России, ректор Московского Исламско-го университета, кандидат наук

Мухамедханов Яркун Джафарович

Директор ГУП «МОСПРОМ-ПРОЕКТ», заслуженный архи-тектор Российской Федерации

Салахов Таир Теймур оглы

Вице-президент Российской Академии художеств, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Азербайджана и Российской Федерации

Саубянов Харис Ахметович

Заместитель Председателя Духовного Управления мусуль-ман Европейской части России, кандидат исторических наук

Тажиев Игорь Ибрагимович

Генеральный директор ООО «Архитектурное бюро 2002», Действительный член Аккаде-мии Архитектурного Наследия, член Союза архитекторов Рос-сии

Хан-Магометов Селим Омарович

Академик Российской Аккаде-мии архитектуры и строитель-ных наук, архитектор, Доктор искусствоведения

Резервные члены жюри

4.Сроки проведения конкурса

Опубликование и выдача программ  10 июля 2008 г.

Регистрация участников конкурса до 25 июля 2008 г.

Прием проектов от участников 25 августа по 31 августа 2008 г.

Организация выставки 1-7 сентября  2008 г.

Заседание жюри конкурса 10 сентября  2008 г .

Объявление результатов конкурса,

передача проектов Заказчику 15  сентября 2008 г .

Председатель жюриГизатуллин Дамир Халиуллович

Ученый секретарь

Хайлов Евгений Михайлович


* все материалы по просьбе зарегистрированных участников могут быть получены в электронном виде


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку