- Марат хазрат, Вы избраны Председателем правления Фонда содействия исламской культуре, науке и образованию. Расскажите об основных задачах Фонда.
Сегодня в нашей стране нет более важной и актуальной задачи, чем воспитание и образование мусульман в духе истинных ценностей ислама, в основе которых лежит любовь, уважение к другим, стремление развивать собственную культуру и науку. Я уверен, что молодой мусульманин, получивший исламское образование в нашей стране, станет проповедником самых прогрессивных идей и взглядов. Хотя число выпускников наших исламских вузов еще не столь велико, но результаты их работы не преминут проявиться в ближайшем будущем.
В последнее время эта задача осознается не только нами, мусульманами, мы находим понимание важности образовательной и просветительской работы среди мусульман и у руководства страны. После того как Президентом страны стал В.В. Путин, сотрудничество мусульманских организаций с государственными структурами перешло на иной качественный уровень. Это исходит из осознания того, что ислам и мусульмане – это неотъемлемая часть нашего общества, нашей истории, нашей культуры. Россия без этого важного этноконфессионального сегмента не будет той великой державой, каковой она была всегда.
Исходя из этого, мы поставили вопрос о необходимости создания Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования Учредителями фонда выступили несколько религиозных организаций, в том числе Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, общественная организация «аль-Хакк» и Международная исламская миссия. Фонд был зарегистрирован в начале этого года, избрано правление, в которое вошли представители учредителей, а также Администрации Президента, МИДа и Правительства РФ. Правление определяет сегодня основную стратегию деятельности Фонда. Она направлена на то, чтобы поддержать мусульманские учебные заведения, имамов, исламские образовательные программы, издание книг и пособий. Первый шаг, который уже реально делает фонд, - это выделение 1-ой тысячи грантов для мусульманских священнослужителей, преподавателей, студентов. Гранты будут выплачиваться тем, кто играет сегодня наиболее важную роль в духовном просвещении мусульман, и в конце мая правление уже определит имена грантополучателей
из различных регионов России. Фонд будет также помогать в проведении конференций, круглых столов, издавать учебную и научно-популярную литературу.
- Свой первый визит делегация фонда совершила в Саудовскую Аравию. Идеи фонда там поддержали? Какие вопросы вы обсуждали?
Цель нашей поездки в Саудовскую Аравию заключалась, прежде всего, в том, чтобы показать: Россия сегодня повернулась к исламу лицом. В ходе поездки мы почувствовали очень большую заинтересованность со стороны международных исламских организаций. Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдаллах Абд аль-Мухсин ат-Турки во время нашей встречи сразу же сказал: «Мы готовы сотрудничать с Фондом и подписать с ним соглашение о совместных проектах». В ходе встречи с Президентом Исламского банка развития Ахмедом Мухаммадом Али мы узнали, какую значительную помощь Исламский банк развития оказывает в деле строительства и ремонта зданий образовательных исламских учреждений и предложили координировать их сотрудничество с учебными заведениями России. Мы встречались с руководством Всемирной ассоциации мусульманской молодежи, с руководителями Государственного Университета ар-Рияда имени короля Сауда, с генеральным секретарем Высшего совета по делам ислама д-ром Салехом бен Хусейном аль-Аидом, побывали в центре исламских исследований имени короля Фейсала. Особый прием был оказан Генеральным Секретарем ОИК Экмеледдином Эхсаноглы в Джидде.
Особо знаменательно, что наш визит состоялся после исторической поездки Президента России Владимира Путина в КСА.
Фонд составил план реализации тех основных наметок в сотрудничестве исламских организаций, которые были сделаны в ходе визита. Мы сегодня заинтересованы в том, чтобы наладить контакт с наиболее известными представителями исламского мира. Все они во время наших встреч с большим уважением говорили России как о великой стране, в которой сосуществуют разные религии, прежде всего православие и ислам. Я думаю, что мы будем работать в тесном контакте с нашими зарубежными партнерами в исламском мире и в ближайшее время увидим реальные результаты международной работы нашего фонда.
- После Саудовской Аравии вы посетили Турцию, встречались с муфтием Стамбула.
Муфтия Стамбула Мустафу Чагриджи мы попросили донести до руководства религиозных организаций Турции наше желание сотрудничать. Визит в Турцию был для нас полезен, мы ознакомились с системой воспитания мусульманской молодежи в Турции. У них есть огромный опыт по созданию образовательных пансионатов. Молодые мусульмане учатся в разных учебных заведениях, и в светских, и в религиозных, но живут в этих пансионатах в духе ислама. Турция по духу ближе России, это - светская страна, хотя подавляющее большинство населения Турции – мусульмане. Но религия в обществе не навязывается, а пансионаты дают возможность молодым ребятам, которые хотят жить по религиозным канонам, избегать конфликта со светским миром. И я считаю, что этот опыт для нас очень полезен. Для нас тоже важно, чтобы молодые мусульмане, обучающиеся в светских и исламских учебных заведениях, после занятий могли окунуться в свою мусульманскую атмосферу.
В России много социальных проблем, нравственных и моральных… Молодежи в целом навязывают грех: через каждые сто метров пивные ларьки, у каждой станции метро игорные заведения, в киосках - печать сомнительного содержания. Это же прямая пропаганда зла. Почему алкоголь в России продается 24 часа в сутки? Почему в газетных киосках продаются журналы легкого содержания? Почему у каждой станции стоят игровые автоматы? Как быть юноше, а тем более мусульманину, для которого алкоголь, эротика, азартные игры являются страшным грехом? Разве мусульмане не граждане этой страны, разве они не хотят жить в согласии со своими религиозными убеждениями и гражданскими обязанностями? К сожалению, мы не можем повлиять на нашу законодательную базу, чтобы запретить разгул безнравственности, но защитить молодежь через создание центров или пансионатов мы можем.
- Как долго пребывает в этих пансионатах молодежь? Чем они заняты?
Молодые ребята живут в пансионатах, пока учатся, а когда начинают работать и становятся обеспеченным, сами начинают помогать. В этом плане в Турции очень интересная система финансирования пансионатов. Как правило, они существуют за счет своих выпускников. Тот, кто получил профессию, но воспитывался в пансионате, от своего заработка отчисляет средства, и таким образом, эта система расширяется. По-моему, таких пансионатов в Турции сейчас более 4-х тысяч, и заметьте, что они не финансируются государством.
Мне понравилось, что в этих пансионатах порядок и чистота. Мы поговорили с молодежью. Я, будучи выпускником светского вуза, поинтересовался, знают ли ребята литературу, музыку, искусство. Оказалось, что Моцарта они слушали, знают художественную литературу, музыку, философию, и полностью соблюдают религиозные предписания - это показатель развития мусульманской части общества. Когда я видел российских студентов в Саудовской Аравии, мне их было жалко: они не только музыку не слушают, они забывают мировую литературу, отвыкают от духа просвещенности, цивилизованности. Их мировоззрение ограничено узкими рамками тех религиозных ценностей, которые в них вкладывают люди, которые сами не имеют правильного представления о мировой цивилизации. Вы представляете – в Саудовской Аравии нет живописи, нет архитектуры, нет кино, и каким будет молодой человек, который уезжает туда в 12 лет, а возвращается в 25? И как он будет чувствовать себя в России?
Марат-хазрат, наш сайт публиковал информацию о том, что 26 апреля состоялось заседание Совета по исламскому образованию, на котором шла речь и о Фонде. Чем помочь может Фонд в этом аспекте?
Совет по исламскому образованию занимается широкой деятельностью. Задача его не только взаимодействие с Фондом, она намного шире. В частности, мы разработали и ввели в действие современную систему религиозного обучения. За два года, что существует Совет, мы утвердили стандарты религиозного образования начального, среднего и высшего звена. На последнем заседании были вручены сертификаты на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и среднего религиозного образования Московскому и Российскому исламскому университетам, а также целому ряду средних учебных заведений. Мы утвердили макет учебника основ мусульманской культуры. Мы надеемся, что Совет по исламскому образованию в сотрудничестве с Фондом будет содействовать тому, чтобы у нас появился ряд учебных заведений, которые обеспечат потребность общин и мечетей в имамах, преподавателях, ученых, богословах. Фонд, я надеюсь, поможет в их обеспечении как материальном, так и в методическом, кадровом. Благодаря указаниям Президента России развивается программа оказания помощи исламским учебным заведениям. И не случайно на заседании присутствовали представитель Минобразования, Администрации Президента.
Существуют ли учебные пособия, которые использовались бы во всех исламских учебных заведениях?
Сказать, что сегодня существует один учебник для всех, нельзя. Но мы ищем пути по созданию учебных пособий, для начала, по светским предметам. Мы могли бы разработать учебники по философии, психологии, истории, экономике, соотносящиеся с теми, что используются в светских вузах, но ориентированные на мусульман. Что касается чисто религиозных предметов, то сейчас каждый исламский вуз, входящий в Совет по исламскому образованию, получил задание разработать пособие по определенному предмету.
- Марат хазрат, Ваше учебное пособие «Введение в коранические науки» вызвало неоднозначную реакцию. Наш сайт опубликовал на него отзыв В.В.Лебедева, доцента кафедры Арабской филологии ИСАА при МГУ.
Начнем с концептуального вопроса: учебное пособие - это книга, предназначенная для учащихся. Преподаватель берет материал из тех источников, которые находятся у него под рукой и составляет лекции. Утверждения о том, что учебное пособие создано на основе других книг, это - аксиома. Учебное пособие по философии, например, не может открыть новую философскую концепцию. Поэтому в некоторых анонимных информационных материалах о пособии по корановедению я вижу просто некомпетентную попытку критиканства. Критика всегда должна быть конструктивной, и, как сказал муфтий Равиль Гайнутдин, мусульманин должен помочь своему брату, если он ошибся, а не радоваться. Если у меня есть неточности, то это, скорей, вопросы техники, а не главной идеи. Я искренне благодарен В.В.Лебедеву за то, что он очень конструктивно отозвался об учебном пособии. Для нас самый актуальный вопрос издание новых учебных пособий, и мы будем это делать.