Воскресенье, 28 мая 2023
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Совет по исламскому образованию > "Дети должны лучше знать друг-друга, уважать друг-друга, понимая различия..."

 

1 апреля 2010 г. в школах РФ начинается эксперимент, в рамках которого ученики 4 классов в 19 регионах России начнут изучать новую дисциплину “Основы мировых религиозных культур и светской этики.”

Курс разделен на шесть самостоятельных модулей: основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, светской этики и истории мировых религий — один модуль на выбор, отдельный учебник на каждый модуль. “Учебники отправлены в регионы в конце прошлой недели.”, — сообщил “Газете.Ru” генеральный директор издательства “Просвещение” Александр Кондаков 23 марта с.г. Из 300 тысяч экземпляров 125 тысяч — пособия по светской этике, 80 тысяч — по основам православной культуры, 60 тысяч — по истории мировых религий, 40 тысяч — по исламской, 14 тысяч — по буддийской и 12 тысяч — по иудейской культуре.Учебник «Основы исламской культуры» был подготовлен по поручению Совета муфтиев России ректором Московского исламского университета, кандидатом философских наук Маратом Фахрисламовичем Муртазиным совместно с профессором кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета, кандидатом педагогических наук Дилярой Исмагиловной Латышиной. В условиях дефицита времени, поскольку на написание всего текста было выделено менее двух месяцев, авторы использовали материалы учебника для преподавателей «Исламоведение», изданный Московским исламским университетом в 2008 г., а также свои личные наработки.

Теологический и исламоведческий материал был переработан Д.И. Латышиной в методическом плане с учетом возрастных особенностей школьников младшего возраста. Велась активная работа по упрощению языка курса, подготовке дополнительных упражнений, вопросов, наглядных материалов, в том числе большого иллюстративного ряда и словника.

Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни. Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, изучению традиций и ценностей мусульманских народов России, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим. В учебнике рассказывается обо всех мусульманских народах, проживающих в России от Поволжья до Кавказа, от Сибири до границ с Центральной Азией.

Авторы рассказывают о различных мусульманских праздниках: о празднике жертвоприношения, о празднике разговения, который наступает после поста в месяц Рамадан. Мы, граждане России, отмечаем все вместе праздник Рождества Христова, поэтому в школах, где изучают основы исламской культуры, дети должны знать и проводить свои мусульманские праздники.

Преподавать основы исламской культуры, как и любую школьную дисциплину, должен человек, глубоко знающий свой предмет. Очень трудно представить, что атеист или человек, исповедующий другую религию, сможет искренне и со всей душой прививать детям любовь к тем духовным ценностям, которые он не разделяет. Чтобы рассказывать об исламской культуре, нужно, прежде всего, хорошо знать и любить ислам и культуру тех народов, которые его исповедуют. Возможно, правила школьной жизни не предписывают человеку соглашаться со всеми позициями, которые излагаются в рамках той или иной учебной дисциплины, но такой учитель никогда не сможет донести до учеников всю истину, всю правду о предмете, который преподает. Более того, учитель-атеист или последователь другой религии будет волей-неволей прививать детям неприязнь к тем идеям, которые он сам не разделяет. Но эксперимент есть эксперимент, и его первые результаты появятся в ходе конкретной педагогической деятельности в школах в ближайшее время.

Ислам — человеколюбивая и миролюбивая религия. Многие преподаватели и ученики слышат новости о боевиках, террористах и «воинствующих» приверженцах ислама. Вопросы о них неизбежно будут возникать в ходе преподавания основ исламской культуры. Ответ на все эти вопросы должен оставаться в рамках правового поля нашего государства и Конституции Российской Федерации. Человек, который нарушает законы государства, должен нести ответственность за совершенные им преступления независимо от того, какими идейными соображениями он руководствовался. И мусульманин, и православный, и иудей, и буддист, и атеист должны быть равны перед законом, если они совершают преступления против других людей. Посмотрите вокруг себя. Вы увидите, что 20 миллионов российских мусульман честно трудятся, живут мирно и искренне исповедуют свою религию. Им не нужно насилие, им не нужны убийства, им не нужны грабежи и воровство. А то, что какие-то негодяи и нечистоплотные люди под прикрытием ислама совершают свои преступления, не означает, что в этом виноват ислам.

Главной целью преподавания курса «Основы исламской культуры» должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли, все мы — граждане одного государства России, все мы живем и работаем ради нашего общего счастья, ради наших детей, ради будущего нашей страны.

Март 25, 2010

 Пресс-служба МИУ


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь УРАЗА БАЙРАМ. Праздничная проповедь председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина УРАЗА БАЙРАМ. Праздничная проповедь председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина
Расписание намазов
28 май. 2023 фаджр01:58 шурук03:53 зухр12:32 аср16:54 магриб21:02 иша22:57
В Москве 18:10