Четверг, 18 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Мысли о синергии Ислама и государства. По итогам VII Всероссийской конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани»

Мысли о синергии Ислама и государства. По итогам  VII Всероссийской конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани» В Московской Соборной мечети 13-15 января 2022 г. состоялась VII Всероссийская конференция «Чтения имени Шигабутдина Марджани», ознаменовавшая торжественное открытие года 1100-летия официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии.

Волжская Булгария уже в раннем средневековье была государством развитого земледелия, торговли, искусств и архитектуры и занимала территорию современных Республики Татарстан, Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской областей и других регионов вплоть до Пермского края у подножия Уральских гор. В 921 правитель Волжской Булгарии Алмуш, уже исповедовавший ислам, как и большинство его подданных, обратился к аббасидскому халифу аль-Муктадиру с просьбой прислать людей, знающих законы ислама и способных оказать помощь в строительстве мечети. В том же году халифом было снаряжено посольство во главе с Сусаном ар-Расси. Секретарем посольства секретарь был Ибн Фадлан, оставивший подробное описание путешествия. В мае 922 года багдадское посольство прибыло ко двору правителя булгар, и уже через несколько дней на курултае произошло официальное принятие Ислама народами Волжской Булгарии. Свободный исторический выбор предков татарского народа заложил прочную основу под традиции мирного сосуществования ислама с другими верами на российской земле, - говорится в пресс-релизе конференции.



В Москву из разных городов России приехали главы централизованных религиозных организаций, входящих в юрисдикцию Духовного управления мусульман РФ. В зале собрались руководители образовательных исламских учреждений, представители общественности и академического сообщества, студенты и журналисты. От имени председателя ДУМ РФ шейха Равиля Гайнутдина на открытии их приветствовал его первый заместитель, доктор теологии и кандидат политических наук, профессор СПбГУ и ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов.



Он подчеркнул, что конференция посвящена памяти выдающегося татарского ученого – теолога, этнографа и историка Шигабутдина Марджани (1818 – 1889), внесшего огромный вклад в развитие отечественной богословской школы и просвещение российских мусульман. На родине Марджани, в Татарстане, уже стартовали мероприятия, приуроченные к 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией. Как отметил, выступая на них, глава Татарстана Рустам Миннеханов: «Принятие в 922 году Волжской Булгарией Ислама в качестве государственной религии во многом предопределило формирование уникальной российской цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока».



Впервые вопрос о праздновании юбилея в 2022 году был поднят Муфтием Шейхом Равилем Гайнутдином 19 февраля 2016 г. в Казани на открытии выставки «Волжский путь от Багдада до Булгара». 4 марта 2019 г. эта инициатива была озвучена им в Государственной Думе. Президент России Владимир Путин в ходе онлайн-встречи с лидерами религий в честь Дня народного единства в 2020 г. поддержал инициативу Муфтия Гайнутдина и 28 апреля 2021 г. подписал распоряжение о создании «Оргкомитета по подготовке 1100-летия принятия Ислама Волжской Булгарией» под председательством вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина. Этот юбилей будет торжественно отмечаться в мае нынешнего года, объявленного «Годом культурного наследия народов России».

На конференции были показаны кадры хроники юбилейных мероприятий по случаю принятия Ислама Волжской Булгарией, которые проходили в г. Булгаре еще в 1989 году. Тогда эта дата отмечалась ЦДУМ (во главе с муфтием Талгатом Таджуддином) в соответствии с календарем лунной хиджры, ознаменовав возрождение религиозной жизни в период перестройки. В 2022 году юбилейная дата отмечается по григорианскому календарю.

Выступая на «Чтениях Марджани» 13 января 2022 г., Дамир-хазрат подчеркнул, что отчуждение, существовавшее в России между мусульманскими деятелями и светскими учеными еще лет 15 назад, сменилось «мощным соработничеством». Имамы в своих проповедях активно используют знания по истории, археологии, социологии, психологии. Академическое сообщество углубленно изучает религиозные дисциплины и многовековой опыт российских мусульман. Имамы и ученые «научились слушать и слышать друг друга».

На конференции выступили крупнейшие специалисты по истории, культуре и философии Ислама.



О распространении и утверждении ислама у ранних булгар и в Волжской Булгарии (VIII-X вв.) рассказал член-корреспондент АН РТ, заместитель директора Института археологии им. А.Х. Халикова профессор Фаяз Шарипович Хузин. Он кратко познакомил с различными взглядами российских историков на датировку официального принятия ислама предками татарского народа: от VII века при легендарном хане Айдаре до постзолотоордынского периода – в эпоху Казанского ханства. Но большинство исследователей, на основе археологических данных и источников, сходятся в том, что уже к началу Х века практически все население Волжской Булгарии было мусульманским, а ее правитель Алмуш в 902 году, за 20 лет до официального принятия Ислама, начинает чеканить монету под своим мусульманским именем Джафар ибн Абдаллах.

Однако на территории нынешней России есть места, куда Ислам пришел намного раньше, чем в Волжскую Булгарию – город Дербент на юге Дагестана. Об этом рассказал заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, кандидат исторических наук Дамир Зинюрович Хайретдинов, представляя на конференции свою новую иллюстрированную монографию «Дербент: Врата к единобожию»[1].



В ней автор поставил перед собой задачу «максимально объективно и полно осветить разные страницы истории всех этнических и конфессиональных групп, которые так или иначе отметились на территории Дербента» – древнейшего города, который связывает Иран, Кавказ и Россию. Книга написана на основе самых последних археологических открытий и с использованием редких архивных материалов.

Это издание можно было приобрести при входе в конференц-зал, где располагалась небольшая книжная выставка – там было представлено около двух десятков книг по кораническим наукам и исламскому богословию, выпущенных издательством «Медина» за последние годы.





Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН профессор Вадим Винцерович Трепавлов выступил с докладом, который назывался «Мусульмане России: исторические уроки взаимоотношений с государственной властью».



«На протяжении столетий народы Средней Волги, которые исповедуют Ислам, волею судеб оказывались в подданстве разных государств: Волжской Булгарии, монгольской империи – Золотой Орды, татарских ханств, Московского царства, Российской Империи, Советского Союза и, наконец, Российской Федерации. Эти государства сменяли друг друга и как бы передавали друг другу эстафету объединения в общих границах разноплеменного населения обширных территорий. Для этого процесса в западноевропейской историографии существует понятие по отношению к древнеримскому населению – «translatio imperii»[2]. Вот именно это и происходило в Евразии», – сказал профессор Трепавлов. Концепция «собирателя земель и защитника разных народов» была положена в основу российской государственности, но, – отметил ученый, – мусульманам, оказавшимся в подданстве «неверного правителя» (русского царя), нелегко было принять его верховенство. И время от времени особое беспокойство властей вызывал «призрак исламской солидарности». А она активно пропагандировалась османской агентурой во время русско-турецких войн, и нельзя сказать, что безрезультатно. Геополитические задачи империи без умения договариваться с мусульманами решать было невозможно. В 1788 году Указом Екатерины II было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание. В 1792 году оренбургский муфтий Мухаммеджан Хусаинов, этнический татарин, объехал казахские степи и убедил население, что даже если сейчас Россия воюет с мусульманской державой, «пребывание в подданстве всероссийском магометанскому закону не противно».

Среди выступавших на конференции был доктор исторических наук Вячеслав Абдулович Ахмадуллин, профессор Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, старший научный сотрудник Московского исламского института.



Его доклад был посвящен взаимоотношениям российских мусульман и государства, отраженным в официальных документах и СМИ. Ученый напомнил, что 2 июля 2021 года вышел Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности», одним из приоритетов которой является «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Еще раньше, в 2015 году, Президентом был подписан Федеральный закон, который запрещает всяческую экспертизу Корана, как и других священных книг, на предмет «экстремизма». «Конечно, российское государство далеко не всегда, как сейчас, считало мусульман хранителями духовно-нравственных ценностей и частью культурно-исторического наследия страны», – отметил докладчик. – В Российской Империи, где государственной религией было православие, ислам считался «терпимой» религией, наряду с католичеством и протестантизмом. Мусульманская литература печаталась в государственных и частных типографиях, но всегда подвергалась цензуре, а подчас выходила с пометкой «материал для миссионерской противомусульманской беседы».



В советское время взаимоотношения государства с мусульманским сообществом России и союзных республик были сложными и неоднозначными – от дающих надежды ленинских воззваний «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», провозглашения свободы вероисповедания до разрушения мечетей и физического уничтожения проповедников и духовенства в 30-е годы. Но и после этого советские мусульмане имели свои организации, возобновили поездки в хадж с 1944 года, изучали основы религии в исламских учебных заведениях, чего практически не отражено в книгах западных историков, пишущих об исламе в СССР. В качестве примера В.А. Ахмадуллин назвал монографию Айлин Кейн «Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку»[3].

За десять минут, отведенных на выступление, невозможно рассказать о многом, но импульс, посланный докладчиком в зал, подействовал и на меня. В перерыве я подошла к профессору В.А. Ахмадуллину с микрофоном и спросила:

– Неужели все западные исследования о жизни мусульман в СССР лишены научной объективности?

– Один из ведущих американских исламоведов Дэвин Диуис (Devin DeWeese), на завершении советского периода, сказал, что все западное исламоведение – это фактически советология. Я сегодня делаю вывод, что подавляющее большинство вышедших на Западе работ, посвященных исламу в Российской Империи и Советском Союзе, имеют ярко выраженную антироссийскую направленность с целью разобщить наши народы. К сожалению, и многие наши журналисты, затрагивая исламскую тему, совершают серьезные ошибки. Достаточно посмотреть газеты «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Независимое военное обозрение». Например, даже в «Независимом военном обозрении» военачальники самого высокого ранга пишут о том, что советские войска в Афганистане воевали «против моджахедов». Моджахед на языке Корана – это борец за справедливость. Как только в сознании российского мусульманина упрочится, что советская армия воевала в Афганистане против моджахедов, он начнет ненавидеть руководство собственной страны, преемницы СССР, уже сегодня. И не только руководство страны, но и соседей иного вероисповедания.

Проблемы кроются и в наших федеральных законах. Например, в Законе 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» сказано, что «государство учитывает особую роль православия в истории России», при этом «уважает христианство, ислам, буддизм и иудаизм». Но если взять любой словарь, то слово «особый» означает «неповторимый, оригинальный». У любой религии в нашей стране среди своего народа особая роль и неповторимый, оригинальный путь. И государство должно учесть особую роль каждой религии среди того или иного народа Российской Федерации, либо просто выразить свое уважение к христианству, к которому относится православие, к буддизму, иудаизму, исламу и другим религиям и их организациям, законно действующим на территории нашей страны. Почему православное Рождество Христово выделено в Трудовом кодексе особым выходным днем, а католическое нет? Почему не являются выходными такие праздники как Курбан-байрам, Ураза-Байрам, которые отмечают миллионы россиян? Напомню, что глава ДУМ России муфтий Равиль Гайнутдин на заседании Совета Федерации 1 декабря 2020 года призвал к тому, чтобы в парке «Патриот» были построены храмы всех традиционных в России религий возле уже возведенного православного храма, который почему-то называется «главным храмом Вооруженных Сил РФ».

В своей кандидатской диссертации я написал, что все религии должны быть равно удалены от государства. Но сегодня я категорический противник этого вывода. И считаю, что все религии должны быть равно приближены к государству!

– Но ведь по Конституции у нас религиозные объединения отделены от государства.



– Да, отделены. Но это лишь означает, что государство не вмешивается в их дела. Однако это вовсе не значит, что государство не может им помогать. Одной из основ менталитета любого российского гражданина является то или иное историческое наследие в виде религиозного наследия. Я, воспитанный в чисто светской семье, все равно несу в себе «родимые пятна прошлого». И это прошлое во многом замешано на религии. Может быть, это банально звучит, но одна из вещей, которая нас кардинально отличает от животных – это религия. Я с уважением отношусь к любой религии, но в силу своей фамилии (Ахмадуллин – «прославляющий Аллаха») и отчества (Абдулович – «раб Аллаха») сосредоточил свою научную деятельность на теме «Управленческая линия советской власти по отношению к мусульманам».

– А как называлась Ваша диссертация?

– Первая диссертация называлась «Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 – 1945 годах». Она была защищена в Военном университете в 2002 году. А в 2020 году я закончил докторантуру в МГУ и защитил диссертацию «Государственно-мусульманские отношения в СССР в 1944 – 1965 годах». Недавно у меня вышла книга «Священная война. Духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны»[4].

– Мне теперь понятно, почему в вашем докладе на конференции прозвучала критика в адрес Давида Мотаделя, автора книги «Ислам в политике нацистской Германии»[5], допустившего ряд неточностей в главе о советских мусульманах в годы войны с фашизмом.

– Ученый, который считается ведущим исламоведом Европы, не должен допускать такие неточности. Например, Мотадель иногда называет крымских татар просто «татары», как будто это одно и то же. Муфтия Центрального духовного управления мусульман в г. Уфе Габдрахмана Расулева он называет «муфтием Уфы», хотя в юрисдикцию ЦДУМ входила территория от Белоруссии и Литвы до Сибири и Дальнего Востока. Мотадель пишет, что в Баку было создано «шиитское духовное управление» мусульман, хотя оно на самом деле было шиитско-суннитское – его председателем был шиит, носивший титул шейх-уль-ислама, а заместителем обязательно назначался муфтий из суннитов. В предисловии автор утверждает, что опирается на материалы «из архивов Москвы», но, по всей видимости, это не так. Приводя цитаты из документов, Мотадель ссылается на книгу Стэнли Эванса «Церковь в СССР», изданную в Лондоне в 1943 году[6]. Известно, что 18 июля 1941 года глава ЦДУМ Расулев призвал всех мусульман молиться в мечетях о победе Красной Армии. Эванс же цитирует это воззвание сокращенно, с искажениями и без ссылок на источники. При этом Мотадель считает это воззвание вынужденным шагом, сделанным из страха перед властью, что якобы подтверждается «верноподданническим» тоном письма представителей мусульманского духовенства И.В. Сталину от 17 октября 1943 г.



У советского государства было много грехов и преступлений. Но, тем не менее, только это государство смогло воспитать людей, которые ложились на пулемет «ради други своя». За длинный фунт никто не ложился из англичан. И американцы за длинный доллар не ложились. А наши ложились, защищая свою советскую страну. В том числе и мусульмане. И те, кто встал на эту стезю, стали моджахедами, а погибшие – шахидами. В своей новой книге, которую я пишу сейчас, я провожу параллель с событиями 1999 года в Ботлихском районе Дагестана. Когда туда полезли боевики из Чечни с целью отрезать Дагестан от остальной России, муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев, председатель Духовного управления мусульман Дагестана, надел камуфляжную форму и сказал: «Я иду защищать родину. Кто со мной?». Я вам больше скажу (сами дагестанцы открыто вам не расскажут) – многие жители тогда продавали своих коров, чтобы купить нелегально автомат, встать в строй и защищать свою землю, не дать отделить ее от России. Эти гражданские люди стали не просто воинами России – они стали моджахедами.



Поэтому в докладе я напомнил, что настоящими шахидами являются погибший в Сирии полковник ВВС Ряфагать Хабибуллин и лейтенант полиции Магомед Нурбагандов, который перед лицом смерти сказал: «Работайте, братья!» Вот о таких героях наши не журналисты, а журналюги не пишут. Они пишут о том, что востребовано полуграмотным читателем, который все свои невзгоды видит в человеке не с тем цветом кожи, не с тем разрезом глаз, который не так молится, не так стоит.

– Названных вами Героев России убили апологеты т.н. «Исламского государства»[7], которые тоже называли себя мусульманами и тоже, наверно, считали себя моджахедами, борцами «за правое дело». Что делать, чтобы «ислам» и «государство» не создавали взрывоопасную смесь и не становились помехой друг для друга?

– Позволю себе напомнить, что 22 октября 2013 года на встрече с муфтиями Президент Российской Федерации В.В. Путин поднял проблему воссоздания исламской богословской школы, которая должна обеспечить суверенитет российского духовного пространства и будет признана большинством мусульманских ученых мира. Сегодня у нас есть Московский исламский институт, в Татарстане действует Болгарская исламская академия, где готовят магистрантов и докторантов – будущих лидеров российских мусульман. Но с учетом динамичного роста российской уммы, в том числе за счет получения гражданства РФ мусульманами других стран, прежде всего из СНГ, необходимо гораздо большее количество эрудированных, патриотично настроенных имамов и улемов. Они должны уметь на равных вести диалог с зарубежными единоверцами, представляющими интересы не только своих стран, но и авторитетных международных организаций, как, например, Организация исламского сотрудничества, Ассамблея по сближению исламских мазхабов, Международный мусульманский форум.

Именно поэтому наше государство должно помочь духовным управлениям мусульман в налаживании процесса обучения и воспитания студентов многочисленных исламских учебных заведений, курируемых такими управлениями. Важно, чтобы и в наших светских вузах, где готовят историков, политологов, психологов, социологов, юристов и журналистов, студенты и аспиранты изучали различные аспекты государственно-мусульманских отношений и догматику ислама.

Если наше государство полноценно поможет духовным управлениям решить проблему воспитания и обучения высокопатриотичных лидеров мусульманских общин и светских профессионалов в области государственно-мусульманских отношений, от этого выиграют все граждане, намеренные мирно жить в многонациональной и многоконфессиональной России.

Аида Соболева

Источник: https://interaffairs.ru/news/show/33370

Использованы материалы презентации В.А. Ахмадуллина





[1] Хайретдинов Д.З. Дербент. Врата к единобожию. М.: Издательский дом «Медина». 2021.

[2] Позднеантичная и средневековая европейская идея о переходе метафизического мирового царства из страны в страну

[3] Кейн, А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку / пер. с англ. Роберта Ибатуллина. М.: Новое литературное обозрение, 2021. – 296 с.

[4]Ахмадуллин В.А. Священная война: духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны: монография / под общ. ред. канд. философ. наук Р.Р. Аббясова. 2-е изд., доп. и испр. – М. Издательский дом «Читай», 2020. – 275 с.

[5] Ислам в политике нацистской Германии (1939–1945) / Давид Мотадель; пер с англ. А. Космарского; под науч. ред. А. Захарова. – М.: Издательство Института Гайдара, 2020. – 416 с.: ил.

[6] The churches in the U.S.S.R. / by Stanley Evans. London: Cobbett Publishing. 1943. - 160 p.

[7] Террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других стран


26 января 2022

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку