Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar

Христиане и мусульмане. Или как жить вместе при столь различных догмах

20 марта различные информационные агентства передали следующую новость из Эр-Риада: "Не будет дозволено строить церкви в Саудовской Аравии до тех пор, пока Папа Бенедикт XVI не признает пророка Мухаммада". Эту фразу произнес один из участников переговоров с Ватиканом по поводу возможности строительства католических церквей в Королевстве.

Анвар Ашики, президент Саудовского центра ближневосточных стратегических исследований, заявил об этом в интервью телеканалу "Аль-Арабия": "Я принимал участие в различных исламо-христианских встречах, - сказал он. - Официальные переговоры на эту тему могут стать возможными только после того, как Папа и все христианские церкви признают пророка Мухаммада".

Правда, здесь нужно прояснить один момент. Шейх Анвар Ашики продолжил эту фразу: "...Постольку, поскольку наша религия признает христианство, а также личности Иисуса, Моисея и других пророков".

Признает ли ислам христианскую религию и личность Христа? И что означает "признание христианской религии"? Если это означает признание истины христианской религии так, как она формулирует себя сама, то ислам перестает быть исламом. Как же может Ашики признать Троицу, Воплощение, искупление и любую другую христианскую догму, если Коран очевидно их все отрицает?

Коран отрицает Троицу. (O oблaдaтeли пиcaния! He излишecтвyйтe в вaшeй peлигии и нe гoвopитe пpoтив Aллaxa ничeгo, кpoмe иcтины. Beдь Meccия, Иca, cын Mapйaм, - тoлькo пocлaнник Aллaxa и Eгo cлoвo, кoтopoe Oн бpocил Mapйaм, и дyx Eгo. Bepyйтe жe в Aллaxa и Eгo пocлaнникoв и нe гoвopитe - тpи! Удepжитecь, этo - лyчшee для вac. Пoиcтинe, Aллax - тoлькo Единый Бoг. Дocтoxвaльнee Oн тoгo, чтoбы y Heгo был peбeнoк. Коран 4:171) Коран отрицает божественность Христа. И вoт cкaзaл Aллax: "O Иca, cын Mapйaм! Paзвe ты cкaзaл людям: "Пpимитe мeня и мoю мaть двyмя бoгaми кpoмe Aллaxa?"  (Коран 5:116). Коран отрицает крестную смерть Христа. Mы вeдь yбили Meccию, 'Иcy, cынa Mapйaм, пocлaнникa Aллaxa", (a oни нe yбили eгo и нe pacпяли, нo этo тoлькo пpeдcтaвилocь им. Коран 4:157)

Короче, Коран и мусульмане отрицают основополагающие догмы христианства . И это для мусульман абсолютная правда. Что означает, что "ислам признает личности Иисуса, Моисея и других пророков"? В Коране Иисус представлен по-особому в чем-то соответственно Евангелию, а в чем-то - нет. Можно даже найти аяты Корана об Иисусе красивее, чем в Евангелии. Но очевидно, что их смысл абсолютно не будет соответствовать смыслу евангельских стихов. И поэтому можно говорить лишь о коранической версии личности Иисуса.

То же самое можно сказать и о тех, кого мусульмане именуют пророками. Ведь что касается великих пророков (Исайи, Иеремии, Захарии), то они даже не упомянуты в Коране и Сунне.

Могут ли Папа и христиане признать Мухаммада как пророка?

А что означает "Папа и христианские Церкви должны признать Мухаммада как пророка"? Как быть Папе с этими "другими христианскими Церквами", когда речь идет о конкретном строительстве церкви для католиков, пожелание о которой было высказано 6 декабря на встрече Папы и короля Абдаллы. Какой авторитет имеет Папа для других христианских Церквей, ну и наоборот?

Но самое странное - это пожелание Папе признать пророческую миссию Мухаммада. Как это возможно сделать? Как можно признать, что он является "печатью пророков", если цитировать эту кораническую мысль, красной нитью проходящую через всю исламскую традицию. Как могут христиане одновременно верить, что Христос - Слово Божие, последнее послание человечеству, воплощение Слова Божия - и в то же время верить в то, что после него Бог-Отец пошлет еще пророка для завершения откровения, что полностью противоречит сказанному в Евангелии.

В дополнение к вопросам о догмах есть еще принцип последовательности и внутренней непротиворечивости, который предостерегает Римского Папу, как простого верующего, от заявления, что Мухаммад послан Богом ко всему миру (а не только арабам) для того, чтобы еще раз провозгласить Божественное послание, данное Аврааму, и до конца его раскрыть.

Я понимаю, что мусульмане могут плохо чувствовать себя от того факта, что ни один разумный христианин, мужчина или женщина, не может утверждать, что Бог послал на землю еще одного посланника после Христа, если только он не следует Христу, подражает ему и провозглашает его послание. Таким образом, для мусульман это может показаться своего рода несправедливостью. И тогда мы и приходим к утверждению: "Мы признаем Иисуса как пророка Бога, но почему вы не можете признать Мухаммада как пророка Божия".

Ответ: все это не может быть вопросом взаимной выгоды - "ты - мне, я - тебе". Мы не на рынке. Речь идет о честности и искренности нашей веры, что отнюдь не означает нападок или оскорблений кого-либо, но просто желание избежать попадания в ересь и лицемерие.

Как христианин я не могу  просить мусульманина верить в божественность Христа в обмен на признание пророческой сущности Мухаммада. Если мусульманин хочет сделать это, он должен креститься и стать христианином. Точно также, если христианин признает пророческую миссию Мухаммада, он должен быть признан мусульманином.
Почему? Да потому что мусульманином является тот, кто свидетельствует: "Я утверждаю, что нет Бога, достойного поклонения кроме Аллаха (Бога), и я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога".

Первую часть мы свидетельствуем ежедневно. Если я засвидетельствую вторую, то немедленно стану мусульманином.

Можно ли быть христианином и мусульманином одновременно?

Мне бы очень хотелось быть одновременно христианином и мусульманином, но это невозможно, ибо в некоторых аспектах эти две религии не просто различны, но противоположны друг другу. И в этом нет ничего плохого. Ведь Мухаммад говорил неверным-язычникам в Коране: "У вас своя вера - у нас своя". Самое важное - это уважение, которое мы должны иметь друг к другу. И даже больше, чем уважение: привязанность и любовь.

Дорогой брат-мусульманин, Бог любит тебя, как все творения. Будь твердым в своей вере, и позволь мне быть твердым в своей. Это моя обязанность быть твердым в вере, равно как и твоя. Но нельзя заниматься шантажом, говоря: "Не будет позволено строить церкви в Саудовской Аравии, пока Бенедикт XVI не признает пророка Мухаммада". Ведь по этой логике мы можем ответить: "Если вы не признаете Христа, Сына Божия, мечетей на Западе не будет".

Подлинная толерантность означает признание другого (его и ее) не такими, какими мы бы хотели их видеть. Вы не признаете божественность Христа (хотя это существенно для христианства), и я не признаю пророческую природу Мухаммада  (хотя для вас это наиважнейшее положение).

Я могу однако попробовать понять, почему это  для вас важно, чтобы Мухаммад был пророком и даже"печатью пророков", и поэтому уважаю личность Мухаммада. И вы можете попробовать понять, почему это важно для меня, чтобы Христос был "Сын Божий" и для этого уважать личность Иисуса. Это должно быть основанием для того, что мы можем жить вместе как хорошие друзья или даже как братья, признав, что мы отличны и счастливы в этом различии.

Самир Халиль

"ASIANEWS", 1 апреля 2008 г.

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку