Четверг, 18 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Межконфессиональный диалог > Нужны ли мусульманам западоведение и куфрология

 

Мусульмане мало что знают о соседях, их верованиях и культурах. Многие до сих пор считают недозволенным интересоваться и изучать образ жизни, религии и законодательные системы народов, не исповедующих Ислам.

Неверный запрет


Сторонники подобного запрета приводят хадис от Ахмада, в котором сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) разгневался, когда увидел, как Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) читал листок, на котором были начертаны выдержки из Торы (ат-Таурата). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Неужели ты сомневаешься, о сын аль-Хаттаба?! Разве я не принес религию пречистую, светлую? Если бы мой брат Муса был жив, то непременно последовал бы за мной».

Из этого хадиса, относящегося совершенно к другой ситуации, многие мусульмане выводят полный запрет на ознакомление с Библией, с догматами и вероучением Иудаизма, Христианства и других религий, а также положение о недозволенности изучения неисламских идеологий, таких, как либерализм, коммунизм, социализм и т. д.

Под запрет заодно подгоняется также изучение мусульманами философии, западной политической науки, права. Недозволенными начинают считать, к слову, обучение на юридическом факультете светского вуза, например, в российском или западном университете. Поскольку студент в этом случае изучает не Шариат, а систему, основанную на куфре (неверии).

Подобный способ заботы о чистоте убеждений мусульманина, чтобы к ним ничего не примешалось из ложных идеологий и законов, можно понять, но нельзя принять. Поскольку он основывается на весьма ограниченном и узком видении проблем. Мусульманин не может жить, отгородившись от всего мира, закрыв глаза и уши для любой другой информации, кроме как исламской.

Подобный подход ведет к полному отрыву Ислама и мусульманского общества от реальной жизни, ограничению его только границами своей скорлупы и полному проигрышу в конкуренции с немусульманскими системами. Что, кстати и произошло в прошлые века, когда господствовал данный подход на ограничение изучения окружающего общества.

Востоковедческая колонизация

Немусульмане тем временем начали активную колонизацию исламского мира и создали целые научные институты и направления исследования исламского мира, права и общества. Такая мощная и разветвленная научная дисциплина, как востоковедение, родилась именно для обслуживания колониальных устремлений ведущих держав.

Кстати говоря, в Великобритании – самой крупной колониальной державе прошлого - в Школе восточных и африканских исследований при Лондонском университете до сегодняшнего дня существует центр, который, как и прежде, называется «Центр международного права и колониализма». Кроме того, в нем существуют и другие центры с весьма показательными названиями – Центр восточноазиатского права, Центр ближневосточного права и Центр исламского права.

Востоковеды и исламоведы Запада начали изучение Ислама отнюдь не для того, чтобы его принять. Для более быстрого завоевания мусульманских земель, лучшего подавления сопротивления, лучшего управления захваченными колониями западному миру нужно было детально изучить сам Ислам, его идеологию, к чему он призывает своих последователей и как организует их жизнь.

В итоге дело дошло до того, что немусульманские востоковеды получили знаний о самом Исламе и обществах, его исповедующих, больше, чем зачастую сами мусульмане. Теперь они могли не только помогать своим правительствам в лучшем управлении мусульманскими землями, но с позиций науки с цитатами из исламских источников навязывать мусульманам искаженное видение природы Ислама и его предписаний.

В результате таких целенаправленно организуемых востоковедами дискуссий по ключевым проблемам исламской идеологии, оспаривания многих мусульманских положений, востоковедческая братия смогла существенно исказить сознание пребывающих в глубоком интеллектуальном застое последователей Ислама.

Именно так была навязана мусульманскому миру необходимость отказа от Шариата, от ношения хиджаба женщинами, от запрета на спиртное, от запрета на банковский процент и многое другое. Иными словами, все те беды, которые обрушились на мусульман в течение последних столетий, произошли по причине того, что они перестали изучать свою религию и окружающий мир. В то время как окружающий мир активно изучал Ислам и мусульманское общество и менял его изнутри.

Симметричный ответ

В исламском мире до сих пор не родилось ответного научного направления, которое, по примеру востоковедения и исламоведения, можно было бы назвать, скажем, западоведением и куфрологией. Хотя потребность мусульманского мира в детальном и глубоком изучении западного общества, немусульманских идеологий и права, пусть даже и основанных на ложных убеждениях и даже откровенном куфре, только нарастает.

По данному поводу шейх Ахмад Кутти, старший лектор и исламский ученый Исламского института Торонто канадского штата Онтарио, пишет, что стремление изучить западное право и юриспруденцию является для мусульманина благородным намерением, если полученные навыки будут применяться на благо уммы. На его взгляд, мусульмане обязаны готовить своих специалистов во всех областях знаний, которые помогают им защищать свои права и интересы.

Более того, Ахмад Кутти пишет, что получение мусульманами знаний в области западных обществ и правовых систем подпадает под категорию «фард уль-кифайя», или коллективной обязанности мусульман. Это означает, что, если из определенной мусульманской общины никто не занимается исполнением данной обязанности, то вся она становится грешной перед Аллахом.

Имам аль-Газали (да будет Аллах милостив к нему) справедливо отмечает в своем «Оживлении наук о религии», что все области знаний, которые могут представлять пользу и необходимость для выживания исламской общины, подпадают под категорию «фард уль-кифайя», и мусульмане должны воспринимать его исполнение как исламский долг.

Кроме того, следует отметить, что если мусульмане занимаются изучением этих областей знания с искренним намерением принести пользу исламскому обществу, служить делу Аллаха, отстаивать истину и справедливость, то это, по сути, самое благородное деяние, заслуживающее большого вознаграждения от Аллаха, как в этом мире, так и в следующем.

Самым ярким примером того, как мусульмане могут приносить пользу умме, овладевая детальными знаниями о неисламских системах и идеологиях, является сам имам аль-Газали (да будет Аллах милостив к нему). Он, досконально изучив существовавшие при нем философские течения, смог полностью опровергнуть и сокрушить их заблуждения на основе аргументации из Корана и Сунны.

Еще одним подобным примером является величайший проповедник нашего времени Ахмад Дидат (да будет Аллах милостив к нему), который изучил Библию настолько досконально, что знал ее лучше многих христианских священников. Именно это помогало ему опровергать их утверждения и призывать в Ислам тысячи и тысячи людей.

При этом необходимо добавить, что получение и применение этих знаний не должно ни в коем случае осуществляться в нарушение исламских норм и предписаний. А самый лучший вариант, когда к овладению ими человек приступает, получив исчерпывающие знания о своей религии, исполнившись веры, взяв на вооружения принципы Корана и Сунны.

Мухаммад Садруддин

Ислам.ру

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку