Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Две столицы Золотой Орды

В литературе последнего столетия, посвященной проблемам истории Золотой Орды, указываются обычно две столицы - Сарай и Новый Сарай. Выстраиваются даже исторические реконструкции основанные на уверенности, что это два разных города. Причины, вызвавшие это устоявшееся мнение, таковы: обозначение на карте Фра Мауро и Сарая, и Сарая Гранде; указание арабского биографа на смерть хана Узбека в Новом Сарае; замечание Арабшаха о строительстве Сарая за 63 года до его разрушения в 1395 г.; существование двух крупных городищ - Царевского и Селитренного (в Нижнем Поволжье - центре улуса Джучи). Сегодня существование двух Сараев является фактом, принятым большинством историков и археологов. Арабский писатель ал-Умари, рассказывая о делах в улусе Джучи, приводит два описания города Сарая: "Столица тамошнего царя - Сарай. Это небольшой город между песками и рекой. Пребывающий там теперь султан его, Узбек, построил в нем медресе для науки...". Сарай, построенный как зимнее место пребывания монгольских ханов, до Узбека был, вероятно, действительно небольшим городом. Пребывание ханов вместе со всей администрацией большую часть времени в ставке (Орде) не могло способствовать сильному росту города... До Узбека Сарай был скорее главным торговым центром страны и ремесленной факторией, чем политическим центром. Для успешного распространения Ислама (что стало важнейшим деянием Узбека) нужно было строить мечети и другие "места благочестия"; требовались и бани - важный элемент мусульманской культуры. Вхождение улуса Джучи в систему государств, поклоняющихся Аллаху и пророку Его, привлекло купцов из стран Ислама. Усилились экономические связи с мамлюкским Египтом, сильнейшим мусульманским государством того времени, и другими странами Ближнего и Среднего Востока. Успешный товарооборот нуждался в новых рынках, караван-сараях и "местах, куда направляются товары". Рост благосостояния и возрастающие потребности в производственной силе всегда приводят к росту населения, так случилось и в Сарае. Увеличивается и площадь жилых районов. Чтобы превратить город в столицу крупного мусульманского государства, придать ему надлежащий вид и статус, Узбеку действительно пришлось построить новый город, который и получил официальное название Сарай ал-Джедид. То, что источники 14-го века и последующего времени совершенно умалчивают о существовании двух городов с одним и тем же названием и о переносе столицы, свидетельствует, что территориально пункт, где бывали арабские и русские очевидцы, не переместился. Просто привычный им город разросся, что для политических контактов (а они были главной целью посещений) особого значения не имело и в известных нам письменных памятниках не отразилось. Е. Гончаров. "Всё об Исламе", №7


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку