Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Русское мусульманство

Исмаил ГаспринскийИсмаил-бей Гаспралы (Гаспринский) (1851-1914), классик крымско-татарской литературы, просветитель, историк, публицист, журналист, реформатор мусульманской школы, идеолог культурного возрождения мусульман Российской империи. Его деятельность стала событием в истории пробуждения национального самосознания российских тюрок. Его девиз "Единство в языке, мысли, деле" стал девизом многих представителей тюркской интеллигенции. Идея Гаспринского воспитать новое образованное поколение и из него, опираясь на традиции, создать новую нацию вдохновила целое поколение татарской интеллигенции. Предоставляя на суд публики наши заметки и мысли по вопросу о сознательном сближении русских мусульман и их русских соотечественников, мы считаем необходимым оговориться, что решительно не имеем претензий на безошибочность мыслей и наблюдений. Цель настоящих заметок - вызвать обсуждение и исследование вопроса о будущности русских мусульман в интересах нашего отечества и цивилизации. В силу существующих социально-общественных условий быта и жизни русские и мусульмане лишены возможности обмена мыслей и идей: все отношения начинаются на "купи-продай"; "давай-бери" и затем один идет направо, другой налево. Разность языка и жизни, обстановки и верований никоим образом не могут способствовать развитию взаимного сближения, живого сочувствия и интересов, поэтому нет нужды искать причин мусульманской отчужденности от русской жизни и деятельности на политической или иной подоплеке. Я глубоко убежден, что только незнание, непонимание и недоразумение удерживают мусульманина от близкого, деятельного и сочувственного приобщения и общерусской отечественной жизни. Исламизм непосредственно тут вовсе не мешает. Есть нечто посильнее и постарее его, которое мешает и портит дело, - это невежество, борьба с которым до сих пор не организована как следует, и для борьбы с которым должны дружно приняться лучшие мусульмане и русские... На самом деле, каким образом русское мусульманство может искренне сочувствовать России и русским, когда оно их не знает и встречается с ними не иначе как в форме начальника, действующего не иначе, как в форме податей, пошлин, мерок и разных повинностей?.. Какое дело мусульманину до новых и старых судов и гласности? Те и другие для него тьма кромешная. Какое ему дело до городских и земских учреждений после уплаты причитающегося налога, когда эти учреждения и пальцем не шевелят ради мусульман как местного элемента? Какое ему дело до русской науки и печати с ее вопросами и интересами, когда он не подозревает о существовании первой и не ведает речи и стремлений последней?.. При подобной обстановке и условиях никакая солидарность, сознательное сочувствие немыслимы, а, напротив, нередко по ошибке или недоразумению возникают такие обстоятельства, которые поселяют среди мусульман мрачные ожидания, боязнь будущего, пассивное озлобление и, так сказать, еще больший уход в самих себя... Если взаимное знакомство, общность идей и интересов связывают отдельные единицы людей, то мне кажется, что те же мотивы отлично могут служить и для единения общественных групп и народностей. Дайте мусульманам возможность знать Россию, ее жизнь и законы, дайте им возможность приобретать познания, которые бы своей живительной струей освежили их затхлое мировоззрение, облегчите доступ к ним новых идей и принципов, - и вы увидите, как быстро оживет, очеловечится и примкнет к русской мысли и жизни дремлющая и апатичная мусульманская масса. Конечно, этого можно достигнуть не крутыми мерами, а прямым и доверчивым обращением к учебным средствам и языку самих мусульман... Солидно образованный мусульманин к хорошим качествам заурядного присоединяет более широкие, гуманные взгляды на вещи: наука и знания, не колебля в нем мусульманских основ и симпатий, освещают, гуманизируют его воззрения, уничтожая, конечно, предрассудки и суеверия... Мне кажется, что русские сослужат великую службу Отечеству и человечеству, воскресив для своих мусульман на русской почве славные арабские медресе, давшие в свое время столько знаменитых тружеников науки и мысли. Дать этому делу толчок будет нетрудно, недорого... В какие-нибудь пятнадцать лет русское мусульманство, вместо нынешнего невежественного духовенства, имело бы развитое духовенство, образованных улемов; вместо нынешних тупых учителей (ходжей) - подготовленных в своей деятельности и развитых педагогов; и тогда можно бы поднять курс начальных училищ-мектебе до уровня требований времени и ввести в них лучшие, усовершенствованные методы преподавания вместо существующих ныне долбления и палки. Этим путем быстро проникли бы в массу общечеловеческие гуманные идеи и знания... Резюмируя высказанные нами мысли относительно сближения мусульман с русскими и ознакомления их с Россией, мы выразим эти мысли в следующих положениях: 1) незнание, отсюда недоверие мешают сердечному сближению русских мусульман с Россией; 2) распространение отечествоведения и знания среди мусульман посредством русского языка почти немыслимо: русские учебные заведения не привлекают даже одного из сотни мусульман высшего сословия, не говоря о прочих; 3) если ввести в курс мусульманских медресе элементарное преподавание наук, - то это облегчит доступ знаний в мусульманскую среду без всякого вреда для государства и быстро поднимет умственный уровень духовенства, среднего сословия и рассеет многие дурные предрассудки; 4) облегчение условий печатного дела... Кончая настоящие заметки, позволю себе обратиться к образованной мусульманской молодежи. Братья, примитесь серьезно за дело народного образования: при помощи и содействии просвещенных русских обсудим лучшие способы к тому. Выучиться самому - достоинство, но передать незнающему свое знание - еще большее достоинство и благое, святое дело. Наша религия учит, что добро можно творить трояко: трудом, словом и подаянием, - и то, и другое, и третье одинаково угодны Богу и благородны; бедный помогает ближнему работой, ученый - поучением, богатый - подаянием. Итак, вы выучились, приобрели знания и добрые правила: не храните их при себе, постарайтесь передавать ваши знания ближним, соплеменникам... Это, братья, будет честно и благородно, и если не теперь, то в будущем народ благословит ваше имя, памятуя священное изречение великого Учителя, что "чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика". Исмаил Гаспринский, Бахчисарай, июнь, 1881 год.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку