Ислам выйдет на политическое поле
У «православной Москвы» появится «мусульманский противовес»: Духовное
управление мусульман Нижегородской области выступило с идеями о том, как
обустроить Россию в духе ислама.
Ислам в прошлые времена спас многие малочисленные народы России от полной
ассимиляции, утверждают представители духовенства. Но в наши дни, когда
возобладала концепция построения православного государства, в России пора
спасать сам ислам. Эта мысль лежит в основе документа под названием «Манифест.
Сценарий политического представительства уммы во властных кругах Российской
Федерации». Манифест разработан в Духовном управлении мусульман Нижегородской
области.
Острую критику вызвали такие предложения, как введение квотирования мест
за представителями исламской религии в органах власти всех уровней, учреждение
«мусульманского» поста вице-президента России, частичная легитимизация шариата в
местах компактного проживания мусульман по всей стране. Не осталась без внимания
и глава документа «Единство мусульман с точки зрения шариата». Смысл ее сводится
к тому, что «правитель, которого подразумевают хадисы Пророка, в условиях
немусульманского общества – это имам, религиозный лидер общины, потому что
только его действия можно оценивать как соответствующие или противоречащие
нормам шариата; к православному же царю или президенту эти нормы отнести
невозможно». Критики манифеста истолковали эту фразу, как намерение мусульман
оттеснить государственную власть на второй план, повысить значение мулл и
имамов.
Ответственный редактор манифеста ректор Нижегородского исламского
комитета и руководитель аппарата Духовного управления мусульман области
Дамир-Хазрат Мухетдинов считает, что критики отнеслись к манифесту предвзято. На
его взгляд, манифест – это всего лишь попытка мусульман принять участие в
дискуссии на тему обустройства российского общества, но не политическая
программа Духовного управления.
– Мусульманам трудно понять светскую власть. Например, прошедшим летом
более 10 тысяч наших братьев собрались со всей России на земле предков – Булгаре
– для того, чтобы отметить 1084 годовщину принятия ислама Волжской Булгарией, –
рассказывает Мухетдинов. – Федеральные чиновники проигнорировали праздник,
финансовую поддержку не оказали. Более того, на следующий день в Нижнем
Новгороде светские власти, отмечая День России, послали мусульманам своеобразный
«привет». Частью театрализованного представления на главной площади столицы
Приволжского федерального округа стал захват корабля террористами в арабских
национальных головных уборах. Естественно, многие стали проводить параллели с
нами, поскольку в Нижегородской области нет арабов. Показательно, что даже глава
Духовного управления мусульман области Умар-Хазрат Идрисов наблюдал праздничное
представление по телевизору – в день России его не пригласили на трибуну, на
которой находились полномочный представитель президента в округе, губернатор,
архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Видимо, побоялись реакции на такой
«спектакль». После пытались оправдаться: среди арабов, мол, тоже христиане есть,
мы не мусульман имели в виду.
Димир-Хазрат Мухетдинов обращает внимание, что даже в атеистическое
советское время в областном центре функционировали татарские (с элементами
ислама) средние школы и детские сады. Сегодня в Нижнем Новгороде ничего этого
нет. Татарское население области ежегодно сокращается на тысячу человек, что
может привести к исчезновению коренного для этих мест этноса. По словам
мусульманского деятеля, исламофобия утверждается в обществе, и подвержены ей,
прежде всего, чиновники. К тому же в России действует закон о церковной
собственности, монастырских хозяйствах. В Государственной Думе открыто говорят о
лоббировании интересов православия.
– Почему в таких условиях нельзя вести квотирование для мусульманских
депутатов в парламенте? — задается вопросом Мухетдинов.
У оппонентов мусульманского манифеста своя логика: разрушение единого
государства начинается с малых проявлений сепаратизма, разрушение светского
государства – с незаметным наступлением духовных лидеров на конституционные
основы. Бывший заместитель министра иностранных дел России, политолог Федор
Шелов-Коведяев считает, что идеи нижегородского манифеста выражают в основном
интересы духовных лидеров, а не простых мусульман. На его взгляд, попытка
перейти к теократическим формам правления даже на части территории светского
государства выглядит по меньше мере странно.
– В манифесте содержится призыв к узакониванию неравенства, – говорит
Шелов-Коведяев. – Квотные представительства в парламенте – это попытка
сегрегации, путь в апартеид. Мусульмане могут стать жертвой самоограничения,
когда их политикам законодательно будет запрещено занимать более определенного
числа мест во властных структурах, несмотря на то, что способных войти в них
может быть гораздо больше. В парламенте должны работать квалифицированные
политики независимо от национальности и веры. Главное, что они должны
пользоваться доверием, в том числе и мусульман.
Федор Шелов-Коведяев не исключает, что среди причин, побудивших
нижегородских мусульманских лидеров к громким «шариатским» инициативам, есть и
имущественные. По его данным, ряд зданий в Нижнем Новгороде, еще в XIX веке
принадлежащих мусульманам, ныне занимают светские учреждения. Мусульмане уже
ставили вопрос о «возвращении имущества», которое они, по их словам, намерены
использовать в благотворительных целях. Но положительного ответа пока не
получили.
Есть и другое объяснение активной деятельности Духовного управления
мусульман Нижегородской области. Некоторые эксперты, связывают ее с
общественно-политическими процессами в соседнем Татарстане. В Казани, на их
взгляд, наблюдается попытка утверждения идеи образования мусульманского центра
России, которому не чужда идея духовной независимости от «православной Москвы».
Нижегородские мусульмане-татары подыгрывать своим собратьям, напоминая светской
власти об имеющихся в их руках рычагах воздействия на российскую часть
мусульманской уммы.
Олег КУСОВ, журналист радио «Свобода»
«Prognosis.Ru»