Вторник, 23 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > "Мы идем на сближение с исламским миром"

Первый посол России в ОИК В.В. Попов о тенденциях и перспективах российской внешней политики

13-14 марта в столице Сенегала Дакаре прошла XI встреча в верхах в рамках Организации Исламская Конференция, в которой принял участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.  Россия входит в ОИК на правах наблюдателя. О непростой процедуре вхождения в эту организацию и о том, что дало России членство в ОИК мы разговариваем с первым послом России в этой международной исламской организации В.В. Поповым.

Хотя религия в нашей стране отделена от государства, религиозные организации, часто исходя из интересов общества, инициируют важные государственные вопросы. В связи с этим, на   Ваш взгляд какова роль Совета муфтиев России в том, что наша страна  начала процесс вступления в ОИК?

Первые контакты с этой организацией начались еще в 90-х годах. Произошел обмен письмами между председателем СМР шейхом Равилем Гайнутдином  и президентом Ирана Хатами когда Иран выполнял функции председателя ОИК.

Необходимо так же учитывать, что эта межгосударственная организация единственная в своем роде сформированная на религиозной  основе на базе исламской солидарности почти 40 лет тому назад и  ни в одной другой религии такой структуры нет.  ОИК  объединяет  57 государств, расположенных на четырех континентах. Международный вес организации в последнее время быстро возрастает, особенно после того как ее Генеральным секретарем стал Э.Ихсаноглу, известный турецкий профессор-исламовед, который, к стати, кончал среднюю школу и университет в Египте.

 ОИК занимается защитой интересов мусульман, координируя позиции исламских государств по важнейшим международным вопросам.   

 Совет муфтиев России настойчиво проводил линию на установление контактов с Организацией Исламская Конференция, но ОИК –межправительственная  организация, поэтому конкретные действия по налаживанию сотрудничества с ней могли предпринять только органы государственной власти. Однако СМР, благодаря своей активной позиции создал благоприятную атмосферу, в которой проходила проработка вопросов, связанных  с возможным вступлением России в ОИК. С инициативой вступления Российской Федерации в Организацию  выступил лично Президент В.В. Путин. Это существенно  повысило «цену вопроса».

Что предшествовало вступлению России в ОИК и, исходя из каких соображений это было сделано?

Ясно, что Россия в основном, православная страна. Было много сторонников, но было и много противников вступления России в ОИК и  у всех их были свои аргументы. Ситуация складывалась так, что у нас в 90-ые года начались интенсивные контакты с ОИК: в Москву приезжали даже Генсеки организации, но речь на встречах шла в основном об освобождении наших военнопленных попавших в руки афганских  полевых командиров.

Постепенно, после бурных 90-х жизнь стала возвращаться в обычную колею и по мере того, как  она нормализовывалась, становилась яснее роль ислама в России. Здесь можно выделить три основных фактора: ислам пришел в Россию раньше христианства и мусульмане России –ее коренные жители.  Я имею ввиду, что и часть русской элиты имела мусульманские корни. Во вторых, происходил синтез культур. Благодаря этому  русская культура стала одной из вершин мировой цивилизации. Русские никогда не жили одни на своей территории и поэтому произошел симбиоз – взаимопроникновение культур, который дал исключительно позитивные результаты.  Кроме этого увеличивалось  и число мусульман в стране. В конце 90-х начался своеобразный духовный ренессанс традиционных религий России, люди потянулись к религиозным знаниям.   Ислам определяет повседневную жизнь человека четче, чем любая другая религия: есть предписания, которые необходимо выполнять каждому верующему. Естественно у российских мусульман  возрос интерес к жизни своих единоверцев за рубежом,  начали укрепляться связи с мусульманами других государств. Президент В.В. Путин это ясно видел в ходе своих поездок по стране. Он неоднократно  говорил, что мусульмане – коренные граждане страны, ислам в России –вторая  религия после православия. Христиане и мусульмане веками жили в России бок о бок и взаимодействовали и это сотрудничество надо беречь как зеницу ока.

Кстати, один из основателей джадидизма  Исмаил  Гаспринский, который  долгое время был секретарем И.С. Тургенева в Париже, был прекрасным знатоком как русской так и западной культуры. Таких примеров можно привести великое множество.

 Наконец, свою роль сыграла и война в Чечне. Для Путина было очень важно завершить эту войну и показать, что в ней нет религиозной подоплеки, а есть лишь банальный сепаратизм. Следует так же учитывать, что после 11 сентября 2001 года интерес к исламу резко повысился и начались дискуссии о его месте в мире. Все эти факторы привели к тому, что после  многочисленных визитов в разные мусульманские страны и бесед с  мусульманскими политиками президент сделал вывод о необходимости укрепления связей с исламским миром. С этой целью Россия обратилась с просьбой о вступлении в ОИК на первых порах в качестве наблюдателя.

         Началось серьезное обсуждение данного вопроса внутри страны и за рубежом. В 2002 году впервые в МИДе был создан   пост посла по связям с ОИК и образованна междепартаментская группа по исламскому фактору. Процесс шел непросто. В августе 2003 года В.В. Путин, находясь с официальным визитом В Малайзии выступил с инициативой вхождения в ОИК на правах наблюдателя. Скажем прямо, не все аплодировали, но Путин если принял решение, то аргументировано его защищает и твердо проводит в жизнь. Он говорил, что российские мусульмане должны почувствовать себя частью мусульманской уммы, должны иметь свободу связей со своими единоверцами. После этой инициативы малазийцы пригласили его на саммит ОИК в качестве гостя, что им так же далось не просто. Саммит ОИК состоялся в Куала-Лумпуре в октябре 2003 года, а  по дипломатическому протоколу,  Президент не должен был снова посещать Малайзию, поскольку он за два месяца до этого  уже побывал с официальным визитом в этой стране.

 Решение принимал сам Путин, который выразил готовность поехать и выступить на саммите ОИК. На выступление было выделено 7 минут. Речь была приготовлена, но Путин правил ее в ходе заседания. Она была настолько яркой и содержательной, что зал неоднократно взрывался аплодисментами и его из зала вынесли чуть ли не на руках. В.В. Путин предложил сотрудничать на равноправной основе, протянул исламскому миру руку дружбы подчеркнув, что сложение наших возможностей и усилий способно стать важнейшим фактором мировой политики. Потом отбоя не было от желающих поздравить его, сказать добрые слова. Результаты не заставили себя ждать: на саммите была принята резолюция, призывающая к расширению сотрудничества и взаимодействия ОИК с Россией, начались более интенсивные контакты. Впервые, в Москву с официальным визитом прибыл наследный принц королевства Саудовской Аравии Абдалла, нынешний король. Это был сложный дипломатический марафон, который привел к  позитивным результатам, многие из которых будут еще более очевидны с течением времени. Это было поистине историческое событие.  Руководить – это значит предвидеть и принимать стратегические решения.  Россия первая из великих держав сделала такой жест в сторону ОИК и  это было по достоинству оценено.

Правда понадобилось еще немало усилий для того, чтобы 30 июля 2005 года Российская Федерация  официально получила статус наблюдателя в ОИК. (Были противники этого как внутри страны так и за рубежом, но, в конце концов ОИК приняла единогласное решение относительно нашего вступления в эту организацию на правах наблюдателя: обо всех перипетиях этого сложнейшего процесса я расскажу позже.)

 

Как  в этой работе помогало мусульманское духовенство?

 Мы работали бок о бок с СМР: Мы  постоянно согласовывали наши позиции. В государственной делегации в  мусульманские  страны отныне включаются  представители  мусульманского духовенства, мусульманских регионов. Мы вместе с СМР выдвинули идею проводить каждый год в особняке МИД России прием для послов мусульманских стран по случаю мусульманского нового года. Мы ввели эту традицию с 2003 года.

В 2006 году была создана группа стратегического видения Россия –исламский мир»,  во главе с Е.М. Примаковым и М.Ш. Шаймиевым. В ее состав входят несколько премьер-министров и министров иностранных дел исламских государств, несколько известных религиозных деятелей. Эта группа уже   провела три заседания: Москве, Казани, Стамбуле, четвертое будет в конце этого года в Джидде. Председатель СМР муфтий шейх  Равиль Гайнутдин  – непременный участник всех наших мероприятий. Недавно центр арабских и исламских исследований и совет муфтиев России совместно подготовили сборник документов и материалов «Россия и ОИК», торжественная презентация которого состоялась в Москве и Казани, Следует подчеркнуть, что визиты мусульманского духовенства в различные  мусульманские страны, способствуют укреплению авторитета  России среди зарубежных мусульман.

Россия как страна, которая претендует на особую роль в мире, какие цели преследует,  вступая в ОИК?

Цели многообразны. Для России это жизненно важно. Если те демографические тенденции, которые имеются сейчас, сохранятся, то через 20-25 лет треть населения нашей страны будут составлять мусульмане. И для того чтобы мусульмане чувствовали себя свободно у них должны быть нормальные связи с единоверцами. Мы начинаем координацию действий с исламским миром по важнейшим вопросам экономики. В ближайшие 10-15 лет продолжится  столкновения Запада и исламского мира. Здесь много раздражителей. Существуют реальные проблемы: палестинский вопрос отравляет всю систему международных отношений уже шестьдесят лет, а сейчас добавился иракский кризис, к этому надо добавить проблему  Афганистана и Пакистана. Талибы возвращаются: они уже контролируют чуть ли не треть территории страны,  я уже не говорю про Филппины, Таиланд, Сомали. В Европе свои проблемы: 20 миллионов мусульман не интегрированы в европейское сообщество, многие сложности сопровождает решение проблемы вхождения Турции в Евросоюз.

 Несколько крупных терактов Европе, бунты в парижских предместьях,  карикатурный скандал в Дании, шумиха вокруг антиисламских фильмов в Голандии –все это весьма серьезные вещи и за этим стоит идеология и противостояние двух культур. И вот этот период будет тяжелым для Запада, потому что его экономические позиции слабеют, а мусульмане быстро набирают силу.

В этот период доходы от нефти возрастут многократно. Это уже величайшая финансовая мощь. В мусульманских странах появилась совершенно другая элита. Это новые люди, которые овладели западной культурой и знают свою цивилизацию. Они четко представляют как укреплять свои страны,  они знают что хотят. Таких людей становиться все больше –достаточно  упомянуть основателя современного малайзийского чуда  Мохатхира Мухаммада, или например профессора  Экмеледдина Ихсаноглу. Они мыслят глобальными категориями,  своими вступлениями влияют на многих людей. Посмотрите насколько эффективно действует президент исламского Банка Развития саудовец Мухамммад Али. Все это неординарные люди. Они могут сделать рекламу любому правительству, любой стране, но, к сожалению на западе не все  это еще до конца понимают. Кто может обеспечить примирение исламского мира и запада? Как можно решить, например палестинскую проблему? Ведь американцам ее не удалось решить и сейчас они будут отходить от поддержки «Израиля». Уже вышла книга     Дж. Картера об апартеиде в Палестине, а когда бывший президент США пишет об этом книгу –это очень серьезно. Единственный, кто может решить эту проблему –это мы.   У нас хорошие отношения с исламским миром, мы пользуемся его доверием. Это –колоссальный капитал. 21 век показал, что силой нельзя решить ни одну проблему. Ситуация в мире стремительно  меняется. Нужно искать компромисс. Мы можем сыграть центральную роль в обеспечении этого компромисса. Почему? Потому что мы понимаем лучше и Запад, и Восток. Мы –не часть Запада, мы –не часть Востока. Россия может сыграть выдающуюся роль, но вместе с другими странами. У нас уникальный опыт сосуществования разных религий, культур, а характер российской цивилизации прекрасно демонстрирует Казанский кремль, где рядом стоят и Мечеть Кул-Шариф и христианский храм. Сама русская цивилизация –это симбиоз культур.

Что удалось достичь за  годы членства России в ОИК?

 Россия стала наблюдателем в ОИК – это историческое событие. Оно определило магистральное направление нашего движения. Мы идем на сближение с исламским миром. Мы создали центр арабских и исламских исследований, который издает книги, работает сайт «Islamica», было подготовлено несколько фильмов о российском исламе. У нас заработал телеканал «Россия сегодня» на арабском языке. С прошлого года стремительно наращивает свою деятельность Фонд поддержки исламской науки, культуры  и образования, который оказывает существенную  помощь мусульманским организациям России.

Главный итог – это изменение подходов к отношениям с исламским миром. Взять недавние визиты Президента Путина в ряд мусульманских государств –как  укрепляется сотрудничество между нами: мы запускаем саудовские спутники, строим железную дорогу в Саудовской Аравии.  Связи с Турцией, Алжиром, Египтом, ОАЭ, Оманом, Малайзией, Ираном, Индонезией и многими другими странами расширяются на глазах. Представьте себе, 20 лет назад государство было против любой религии, а теперь какие сдвиги произошли. Мы укрепляем связи с новой элитой мусульманских стран. Это результат того, что изменилось отношение к сотрудничеству  с исламским миром в обществе.   Новый президент,  я уверен, продолжит нынешний курс, начатый президентом Путиным.

 

 

"Ислам минбаре" № 3 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку