Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Актуальное интервью

 

Советник Администрации президента Российской Федерации, член Правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования А.А. Гришин: «Мы искренне стремимся помочь российским мусульманам в их богоугодном деле и в нелегком труде по возрождению духовности»

- Алексей Алексеевич, о деятельности Фонда мы знаем давно. Он действует с мая 2007 года. Хотелось бы спросить: в связи с экономическим кризисом ожидаются ли какие-то изменения в деятельности Фонда, будут ли намечены приоритетные направления, которые будут финансироваться в первую очередь, какие-то программы заморожены, и как изменится деятельность Фонда  в связи с кризисом?

Кризис, безусловно, не мог не сказаться на размере благотворительных поступлений в Фонд. В 2008 году собирать благотворительные пожертвования было значительно сложнее, чем обычно. Вместе с тем, нам удалось, в целом, выйти на запланированные объемы. Общие поступления в Фонд составили более 205 млн. рублей, что составляет примерно около 90 % от того, на что мы рассчитывали.

Очевидно, что с подобными проблемами мы столкнемся и в 2009 году. По предварительным договоренностям со спонсорами мы рассчитывали получить в 2009 году до 300-350 млн. рублей. Однако сегодня уже очевидно, что выдержать запланированный график благотворительной помощи смогут не все жертвователи.

Что касается приоритетов, то, по решению Правления, ими остаются наука и образование. Финансирование научных и образовательных программ не будет сокращаться ни при каких обстоятельствах. Как минимум в том же объеме продолжится финансирование программ, направленных на воспитание толерантности, веротерпимости, взаимопонимания между различными конфессиями. Предполагается расширение помощи исламским электронным и печатным СМИ. Фонд продолжит осуществление социально значимых программ по поддержке лучших студентов исламских и государственных вузов (из целевых групп по изучению ислама), по работе с ветеранами и по поддержке семей религиозных деятелей, погибших в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Постараемся профинансировать наиболее важные съезды, конференции и семинары.

Может быть, несколько снизятся суммы, выделяемые на поддержку исламских религиозных организаций, но мы приложим все усилия, чтобы выйти на уровень 2008 года. Безусловной коррекции в сторону уменьшения подвергнутся программы по финансированию культурно-развлекательных мероприятий, по проведению юбилейных и праздничных массовых мероприятий (в том числе, ифтаров). Меньше будут финансироваться издательские проекты, но это не коснется литературы, необходимой для образовательных проектов. Программа обеспечения муфтиятов минитипографиями будет, видимо, осуществляться по остаточному принципу.

В общем, будем экономить на всем менее значительном и несрочном для сохранения самых важных проектов.

Чего удалось достичь Фонду за время его деятельности, чего еще предстоит достичь, как складываются отношения Фонда с грантополучателями?

Хочу подчеркнуть, что за всю тысячелетнюю историю российского ислама подобный Фонд был создан мусульманскими религиозными организациями при поддержке государства впервые. Мы все еще находимся на стадии становления, у нас могут быть ошибки, но мы искренне стремимся помочь российским мусульманам в их богоугодном деле и в нелегком труде по возрождению духовности.

Спектр поддержки исламских организаций со стороны Фонда настолько широк, что только перечисление направлений работы займет несколько страниц печатного текста. Полный отчет о деятельности Фонда в 2008 году будет опубликован на сайте www.islamfund.ru не позднее 1 марта 2009 года (отчет за 2007 год уже опубликован). Там мы подробно расскажем о достижениях и попытаемся проанализировать неудачи.

Сегодня могу лишь сказать, что мы особо гордимся рядом мероприятий, которые удалось провести или спонсировать. Кроме образовательных проектов и мер по поддержке мусульманских общин среди них  можно выделить конференцию молодых тюркологов в Нижнем Новгороде, слет мусульманской молодежи Поволжья в Казани, съезд мусульманских женщин (г.Казань), а также ряд межконфессиональных мероприятий, фестивалей, конкурсов и выставок.

Кроме этого, необходимо упомянуть о прошедшей в прошлом году с большим успехом международной конференции «Ислам победит терроризм». Конференция была организована  Фондом при поддержке мусульманских религиозных организаций. На конференцию прибыло большое число гостей, среди них 5 представителей в ранге министров или заместителей министров по делам ислама. Были также представители глав ряда мусульманских государств, религиозные лидеры из разных стран мира и Российской Федерации. Итоги конференции очень важны, так как они продемонстрировали всему миру желание России совершенствовать отношения с исламом и ее возможности по сближению с исламским миром. Конференция показала, что и  Россия, и страны исламского мира придерживаются одних и тех же жизненных ценностей, что экстремизм и терроризм не  приемлемы ни в какой форме и никакие оправдания псевдорелигиозными постулатами проявлений терроризма и экстремизма не проходят. 

 Мы финансируем ряд направлений реформы системы исламского религиозного образования, которая проводится исламскими религиозными организациями, проводим значительную работу по воспитанию молодежи в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания.

Среди воспитательных проектов хотелось бы выделить организацию летних образовательно-просветительских лагерей для мусульманской молодежи. На Северном Кавказе совместно с Русской православной церковью и Координационным центром мусульман Северного Кавказа был также осуществлен проект по организации совместного отдыха мусульманской и православной молодежи, в ходе которого подростки могли познакомиться с культурой другой религии: православные дети – с культурой ислама, а мусульманские – с культурой православия.

Фонд поддерживает проведение совершенно разноплановых мероприятий, поэтому выделить какое-либо из них чрезвычайно трудно.

Мы оказываем финансовую поддержку мусульманским средствам массовой информации, в том числе и газете «Ислам минбаре», поддерживаем исламские сайты. Но, на мой взгляд, эту помощь необходимо расширять.

Поддержка исламских СМИ сейчас выдвигается на одно из первых мест, потому что, как показывает практика, российские исламские СМИ – это лицо российского ислама. И это лицо должно и может быть красивым.

В целом необходимо предпринимать значительные усилия по развитию исламских СМИ еще и потому, что, к сожалению, издания экстремистской направленности действуют очень активно и развращают молодежь, сбивают  верующих с истинного  пути. Надеюсь, что мы, совместно с Духовными управлениями, будем предпринимать все усилия для укрепления исламских СМИ.

Фонд продолжает совершенствование социальных программ. Мы разрабатываем систему материального стимулирования молодых имамов, работающих в сельской местности, предоставляем персональные ежемесячные стипендии 150 лучшим студентам-мусульманам исламских и государственных вузов. Большое внимание уделили семьям имамов, которые погибли в борьбе с экстремизмом, а также тем имамам, которые были ранены. В прошлом году такая поддержка была оказана 36 семьям, а выделенные суммы составляли не менее 50000 рублей на семью.

В следующем году по представлениям Духовных управлений эта практика будет продолжена. Эти пособия не требуют финансовой отчетности, так же как и стипендии, предоставляемые студентам исламских вузов и светских вузов, обучающихся по специальностям, связанным с изучением ислама. Во всех остальных случаях при выделении средств на те или иные проекты, мы требуем строгую отчетность.

Что касается некоторых итогов, то в  2008 году по линии Фонда мусульманам было выделено средств порядка 240 миллионов рублей. Однако мусульманские организации реально получили несколько меньшую сумму. Это связано в первую очередь, с тем, что некоторые мусульманские религиозные организации из-за недостатков в организации своей работы не смогли заключить с Фондом соответствующий договор.

По состоянию на 1 января 2009 года не заключили договоры за 2008 год 226 религиозных общин. Большинство договоров не заключено потому, что эти организации не отчитались за использование средств, полученных по договорам 2007 года.

Есть проблемы со счетами. Ряд организаций не смогли получить грант,  так как их счета находятся на так называемой картотеке из-за долгов этих организаций, и финансовые средства в случае их перечисления могут быть изъяты в счет оплаты этих долгов. Кроме этого некоторые люди, как им кажется, не хотят попадать в зависимость от неких организаций. Таких немного, но они есть.

Со стороны некоторых общин прослеживается  нежелание связываться с бухгалтерской документацией. В связи с этим мы максимально упростили формы отчетности. Но руководители большинства таких общин все равно отказались. Можете себе представить: они подали заявку на грант, выиграли его, но, узнав, что за деньги необходимо отчитываться, фактически отказались от их получения. Тем самым, они не получили деньги сами, но и не дали их получить своим коллегам, которые не так «красочно» оформили свои заявки.

У некоторых организаций крайне низок уровень отчетов. Они так и не сумели отчитаться, хотя работники Фонда помогали им как могли.

Но около 10 общин с 2007 года даже не пытались отчитаться.

Среди тех, кто даже не пытался отчитываться перед Фондом за использованные средства, есть даже один муфтий. Речь идет о председателе Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулле Аширове, получившем грант в 2007 году.  Необходимо отметить, что огрехи есть во всех организациях – среди общин СМР, Центрального духовного управления и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. А незаключенные договора распределяются между организациям примерно поровну. Удивительно, но в только что принятых новых заявках на гранты 2009 года вновь фигурируют все те же 10 общин.

В работе самого Фонда также есть недочеты. Имеет место необоснованное затягивание рассмотрения документации. Отчеты иногда не рассматривались несколько месяцев. Необходимо отметить, что такие случаи носили единичный характер. Все виновные в этом сотрудники Фонда были наказаны, а некоторые – уволены. Мы призываем всех, кто работает с Фондом обращаться к его руководству (к директору или в правление), если имеют место объективные факты некачественной работы его сотрудников.  Мы будем разбираться и принимать меры.

Хочу сказать также, что в конце года в Фонд поступило значительное количество документов: заявок и отчетов. Исходя из этого мы продлили на один месяц  (до 30 января 2009 года) возможность заключить договор об оказании финансовой помощи за 2008 год. С 1 февраля 2009 года все выделенные на 2008 год гранты, по которым не заключены договоры будут аннулированы. 

Хочу особо упомянуть о больной для нас теме. Нам стало известно о том, что в ряде регионов от имени Фонда действуют некие посредники-мошенники, которые предлагают решить вопрос о выделении грантов за определенное вознаграждение. Иногда они выступают от имени муфтиятов.

Мы обратились в правоохранительные органы с целью выявить эти факты, а также дополнительно проверить нашу деятельность. Фонд выступил в СМИ, где подробно рассказал о схемах действий мошенников. Обращаю особое внимание грантополучателей – никому ничего не платите. Это не поможет получить гранты в Фонде. Главным критерием получения гранта является конкретная активная деятельность организации и ее руководителя, подробно отраженная в заявках.

Отдельные должностные лица некоторых религиозных организаций требуют от своих общин передачи им части средств, полученных этими общинами от Фонда. Мы провели работу с руководителями организаций, в которых были выявлены упомянутые факты, и надеемся, что они осознали свои ошибки. К счастью нам удалось доказать, что мы тут ни при чем, что Фонд не имеет к этим сборам никакого отношения. Фактически слухи и сплетни о плохой работе Фонда расцениваются нами как попытка дискредитации Фонда и деятельности государства на этом направлении.  В связи с этим хочу отметить, что у нас совершенно открытая и прозрачная бухгалтерия, публикуются отчеты за каждый год и можно проследить движение денег.

И последнее. Хочу обратить внимание читателей на то, что Фонд работает только с официально зарегистрированными религиозными организациями (кроме специальных проектов по работе с физическими лицами). Тем самым Фонд фактически стимулирует официальную регистрацию мусульманских общин, так как многие общины имеют полуофициальный статус. Если до 2009 года в некоторых случаях мы еще могли оказывать помощь таким организациям (через счета головных организаций), то с этого года мы будем заключать договоры только с теми организациями, которые зарегистрированы официально и имеют собственный расчетный счет.

Некоторые средства массовой информации, в частности сайт «Интерфакс-религии», и их авторы заявляют, что, например,  исламское образование в России финансируется приоритетно   по отношению к православному. Как бы вы прокомментировали эти заявления?

Я не могу комментировать этот вопрос, так как мне ничего не известно о каком-либо государственном финансировании какой-либо религиозной организации. Если имеются в виду проекты Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, то Фонд – это общественная организация, созданная самими мусульманскими организациями. Подобные фонды имеются у представителей практически всех религий России. Государство лишь оказывает моральную поддержку их деятельности.

Если речь идет о том, что ряд государственных вузов России оказывают организационную и методическую помощь сфере высшего профессионального религиозного образования, то могу сказать, что православие занимает в этой работе значительное место. Приведу лишь один пример. Сейчас православное образование можно получить на  факультетах или кафедрах «теологии» в нескольких десятках государственных вузов Российской Федерации. Получить подобное образование мусульманам стало возможным только с сентября 2008 года, и только лишь в одном государственном вузе. Я уже не говорю о том, как далеко продвинулась Русская православная церковь в систему государственного школьного образования.

Поверьте, этот вопрос ставится исключительно из-за недостатка информации. Государство уделяет должное внимание всем религиям, но строго в рамках действующего законодательства. И здесь не должно быть никакого беспокойства как с той, так и с другой стороны.

Газете «Ислам минбаре» в мае этого года исполняется 15 лет. Это одно из старейших мусульманских изданий в новейшей истории мусульман России. В связи с этим, что бы Вы хотели пожелать коллективу газеты и ее читателям?

Я внимательно читаю газету и хочу сказать, что это – одна из лучших мусульманских газет в нашей стране. Она отражает основные процессы, которые происходят в мусульманской общине России. На ее страницах можно узнать много интересного и из истории ислама, и о религии, и о событиях политической и внутрирелигиозной жизни. Это все очень здорово хоть и делается в ограниченном объеме 8 полос. Хочу пожелать коллективу «Ислам минбаре» продолжать работу в том же духе, делать газету еще более интересной, а ее читателям пожелать, чтобы их вера укреплялась, чтобы они слушали слово своих духовных наставников и следовали их призывам.

Я хочу также поблагодарить Совет муфтиев России во главе с муфтием Равиль-хазратом Гайнутдином за активное сотрудничество с Фондом. У нас нет практически никаких неясных моментов. Мы работаем сообща и надеюсь, что наше конструктивное сотрудничество будет продолжаться.

Кроме этого хотел бы попросить всех, кто сотрудничает с Фондом бережно к нему относиться. Потому что, если по каким-либо причинам он перестанет существовать, то воссоздание подобной организации будет делом нескорого будущего.

Со своей стороны, Алексей Алексеевич, хочу поблагодарить Фонд, а также членов его Правления за оказываемую существенную помощь и поддержку исламских религиозных организаций и выражаю надежду на продолжение конструктивного сотрудничества на благо мусульман и всех граждан нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Спасибо.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку