Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Совет по исламскому образованию > "Дети должны лучше знать друг-друга, уважать друг-друга, понимая различия..."

 

1 апреля 2010 г. в школах РФ начинается эксперимент, в рамках которого ученики 4 классов в 19 регионах России начнут изучать новую дисциплину “Основы мировых религиозных культур и светской этики.”

Курс разделен на шесть самостоятельных модулей: основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, светской этики и истории мировых религий — один модуль на выбор, отдельный учебник на каждый модуль. “Учебники отправлены в регионы в конце прошлой недели.”, — сообщил “Газете.Ru” генеральный директор издательства “Просвещение” Александр Кондаков 23 марта с.г. Из 300 тысяч экземпляров 125 тысяч — пособия по светской этике, 80 тысяч — по основам православной культуры, 60 тысяч — по истории мировых религий, 40 тысяч — по исламской, 14 тысяч — по буддийской и 12 тысяч — по иудейской культуре.Учебник «Основы исламской культуры» был подготовлен по поручению Совета муфтиев России ректором Московского исламского университета, кандидатом философских наук Маратом Фахрисламовичем Муртазиным совместно с профессором кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета, кандидатом педагогических наук Дилярой Исмагиловной Латышиной. В условиях дефицита времени, поскольку на написание всего текста было выделено менее двух месяцев, авторы использовали материалы учебника для преподавателей «Исламоведение», изданный Московским исламским университетом в 2008 г., а также свои личные наработки.

Теологический и исламоведческий материал был переработан Д.И. Латышиной в методическом плане с учетом возрастных особенностей школьников младшего возраста. Велась активная работа по упрощению языка курса, подготовке дополнительных упражнений, вопросов, наглядных материалов, в том числе большого иллюстративного ряда и словника.

Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни. Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, изучению традиций и ценностей мусульманских народов России, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим. В учебнике рассказывается обо всех мусульманских народах, проживающих в России от Поволжья до Кавказа, от Сибири до границ с Центральной Азией.

Авторы рассказывают о различных мусульманских праздниках: о празднике жертвоприношения, о празднике разговения, который наступает после поста в месяц Рамадан. Мы, граждане России, отмечаем все вместе праздник Рождества Христова, поэтому в школах, где изучают основы исламской культуры, дети должны знать и проводить свои мусульманские праздники.

Преподавать основы исламской культуры, как и любую школьную дисциплину, должен человек, глубоко знающий свой предмет. Очень трудно представить, что атеист или человек, исповедующий другую религию, сможет искренне и со всей душой прививать детям любовь к тем духовным ценностям, которые он не разделяет. Чтобы рассказывать об исламской культуре, нужно, прежде всего, хорошо знать и любить ислам и культуру тех народов, которые его исповедуют. Возможно, правила школьной жизни не предписывают человеку соглашаться со всеми позициями, которые излагаются в рамках той или иной учебной дисциплины, но такой учитель никогда не сможет донести до учеников всю истину, всю правду о предмете, который преподает. Более того, учитель-атеист или последователь другой религии будет волей-неволей прививать детям неприязнь к тем идеям, которые он сам не разделяет. Но эксперимент есть эксперимент, и его первые результаты появятся в ходе конкретной педагогической деятельности в школах в ближайшее время.

Ислам — человеколюбивая и миролюбивая религия. Многие преподаватели и ученики слышат новости о боевиках, террористах и «воинствующих» приверженцах ислама. Вопросы о них неизбежно будут возникать в ходе преподавания основ исламской культуры. Ответ на все эти вопросы должен оставаться в рамках правового поля нашего государства и Конституции Российской Федерации. Человек, который нарушает законы государства, должен нести ответственность за совершенные им преступления независимо от того, какими идейными соображениями он руководствовался. И мусульманин, и православный, и иудей, и буддист, и атеист должны быть равны перед законом, если они совершают преступления против других людей. Посмотрите вокруг себя. Вы увидите, что 20 миллионов российских мусульман честно трудятся, живут мирно и искренне исповедуют свою религию. Им не нужно насилие, им не нужны убийства, им не нужны грабежи и воровство. А то, что какие-то негодяи и нечистоплотные люди под прикрытием ислама совершают свои преступления, не означает, что в этом виноват ислам.

Главной целью преподавания курса «Основы исламской культуры» должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли, все мы — граждане одного государства России, все мы живем и работаем ради нашего общего счастья, ради наших детей, ради будущего нашей страны.

Март 25, 2010

 Пресс-служба МИУ


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку