Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Документы и заявления СМР и ДУМРФ > Духовное Управление мусульман Европейской части России, Московский муфтият

Ислам - вторая по значению и массовости после христианства религия Российской Федерации в последние годы благодаря новой социально- политической ситуации в стране существенно расширил как границы своего распространения и бытования, так и влияние на все группы населения и общественные процессы, происходящие в государстве. мечеть В 1990-ые годы, после создания на базе Московской Соборной мечети Исламского центра (1990), а затем Духовного управления мусульман Центрально - Европейского региона России(1994), Москва превращается в крупный духовный центр Ислама Российской Федерации. В современной Москве проживает более миллиона этнических и новообращенных мусульман, действует 5 мечетей, 20 общин и приходов (из них 2- афганские, боснийская, турецкая, исмаилитская и другие), около 20 исламских организаций и 32 посольства арабо-мусульманских государств. Согласно археологическим изысканиям, образцы арабо-мусульманской материальной культуры свидетельствуют о весьма раннем проникновении Ислама в Москву. Есть находки в виде арабских дирхемов, датированных серединой первого тысячелетия, что говорит о возможно синхронном появлении Ислама в московском крае. Первые контакты коренного населения Москвы с народами, исповедовавшими Ислам, были вызваны широкой практикой налаженных торговых связей и спорадических дипломатических сношений между северными окраинами халифата (Хорезм, Дербент, Мавераннахр), а также географически близкой и исламизированной Волжской Булгарией - с одной стороны, и Владимиро-Суздальской Русью, в составе которой находилась Москва, - с другой. Жизнепорядок в местах поселения мусульман регламентировался согласно привычного уклада и традиционным предписаниям Ислама. В топонимике Москвы, которая с середины XIII века оказалась в составе Золотой Орды и об ордынском влиянии свидетельствуют названия исторических поселений тюркоязычных мусульман - Арбат, Балчуг, Таганка, Ордынка и др. Внутри Московского Кремля вплоть до правления Ивана III (1440-1505) существовал Татарский двор - официальная резиденция ордынских баскаков, ведавших сбором дани для метрополии. В "татарской Московии" (так иногда именовали Московскую Русь из-за сильных позиций татарской политической элиты - мурз и беков) социальная престижность всего ордынского, в том числе и связанного с исламом, имела едва ли не абсолютный характер. Не случайно многие князья, удостоенные ханских ярлыков - особой инвеституры на княжение, предпочитали отправлять своих детей в Орду для обучения языку и обычаям ханского двора. Такая практика добровольного послушничества называлась "аманат". Подчеркивая значимость ордынского периода в истории становления Москвы, как столицы русского государства, Карамзин отмечал, что "Москва... обязана своим величием ханам". В послеордынский период Ислам и связанный с ним образ жизни еще продолжительное время играли заметную роль во внутренней жизни Московского государства. В начале XV века устанавливаются регулярные дипломатические отношения с первым государством Востока - Крымским ханством, в XV веке - с Османской империей, с монархиями Сефевидов в Азербайджане и Иране. При Иване III складываются союзнические отношения с Казанским ханством, выходцы из которого нередко получают высшие государственные должности как в самой Москве, так и в своих уделах в Кашире, Серпухове, Звенигороде и других городах формирующегося Московского государства. Начинает печататься переводная литература, посвященная описаниям мусульманских святынь в Мекке и Медине, как, например, "Описание путешествия некоего мужа римлянина Людовика ко гробу Магомета прелестника" (1493). Отмечается и новый рост поселений тюркоязычных мусульман: не только казанских татар, но и ногайцев, крымских татар, кабардинцев и других выходцев из Северного Кавказа, еще в большей степени, чем раньше инкорпорированных в социальные связи городской жизни. Возводятся молельные дома и специальные постройки для свершения ритуальных обрядов, появляются мусульманские кладбища, самое известное из которых находилось близ Калужской заставы. После покорения Казани отмечается появление мусульманских форм в московском зодчестве, особенно в строительстве церквей и колоколен. Вершиной этого влияния в русской архитектуре может считаться сооруженный в память взятия г.Казани храм Василия Блаженного (1555-1562), а также церковь св. Сергия в Богоявленском монастыре в Московском Кремле (1557). Архитектурным прототипом храма Василия Блаженного является известный памятник мусульманского зодчества, существовавший до захвата Казани, ханская мечеть с 8 минаретами. В шатровом виде некоторых московских колоколен можно было легко узнать минарет татарских мечетей. Во второй половине XVI в. с завершением образования Московского государства его новых границах Москва имела договорные отношения со многими государствами мусульманского Востока - с Сибирским ханством, 1559-70 годы, Персией в 1586году и Бухарой в 1597 году. Московский посланник в Турции Иван Новосельцев в 1570 году в своем докладе османскому султану Селиму особо подчеркивал, что российский государь "не враг Мусульманской веры" и правоверные "свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях, ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере". Следует отметить такой интересный и в чем-то показательный пример: в это время московский престол занимал татарский хан, в прошлом касимовский мусульманин Симеон Бекбулатович (1574 - 1576), которого именовали "великий князь всея Руси". В Земском Соборе 1613 года активная поддержка семи казанских мурз сыграла не последнюю роль в избрании на московский престол царя Михаила Романова, о чем красноречиво свидетельствует утвержденная Собором особая грамота с указанием их мусульманских имен. В ХVII - XVIII веках вплоть до начала царствования Екатерины II, сфера бытования и распространения Ислама в Москве ограничивалась исполнением мусульманских обрядов и предписаний при дворах посольских миссий из Бухары, Хивы и других стран Востока. Это было вызвано тем, что нетерпимое отношение к исламу к концу XVII века стало приобретать характер государственной политической установки. После восшествия на российский престол Екатерины II Ислам официально получил статус терпимой религии,была возведена первая деревянная мечеть столицы (1782). Политика либерализации в отношении приверженцев исламского вероучения привела в XIX веке к строительству каменной мечети в Татарской слободе (1823), а в XX веке - нового каменного мусульманского храма в мещанской части столицы (1904). Эти мечети многие десятилетия были центрами духовного притяжения для десятков тысяч мусульман, проживавших как в самой Москве и Подмосковье, так и в центрально-европейской части страны.на покл На пороге нового тысячелетия конфессиональный облик столицы, ассоциировавшийся до недавних пор с маковками христианских церквей, стремительно меняется: рядом с православными храмами возводятся и открываются новые мечети - на улице Новаторов (1995), в районе Отрадное (1997), в парке Победы на Поклонной горе (1997), начато строительство двух новых мечетей в Строгино и Восточном административном округе Москвы. На стадии окончательного решения находится вопрос возвращения исторической обители московского мусульманства - знаменитого дома Асадуллаева, являвшегося с 1914-1941 годов исламским культурно-образовательным центром столицы. Значение Москвы как религиозного центра и одновременно всероссийского центра координации муфтиятов РФ еще более возрастает после того, как в 1996 году в столице был создан Совет муфтиев России (СМР). 9 декабря 1998 г.на съезде мусульман Европейской части России решением глав и представителей мусульманских организаций 22 субъектов Российской Федерации Духовное управление мусульман Центрально- Европейского региона России было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Сегодня Москва представляет собой многонациональный и многоконфессиональный мегаполис, мусульманская составляющая которого остается стабильно высокой и динамично развивающейся. Этнически мусульмане в столице представлены татарами - традиционно самой многочисленной нацией, а также азербайджанцами, узбеками, народами Дагестана, вайнахами, турками, казахами, башкирами, осетинами, киргизами, таджиками, афганцами, арабами, выходцами из стран дальнего зарубежья (Пакистан, Бангладеш, Индия) и др. Религиозность мусульманского населения Москвы исторически носит умеренный характер. Ей присущи черты миролюбия и толерантности. ДУМЕР, следуя одному из главных коранических принципов: "Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь" (3;98), под своей юрисдикцией объединяет мусульманские общины и организации 19-ти областей и двух республик, представляющие 22 субъекта Российской Федерации - Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь, Вологду, Кострому, Курск, Владимир, Иваново, Тулу, Тамбов, Орел, Смоленск, Сочи, Пензу, Калининград, Ярославль и соответствующие края и области Европейской части РФ. Президиумом ДУМЕР, состоящим из 14 авторитетных религиозных и общественных деятелей, руководит его председатель муфтий Равиль Гайнутдин.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку