Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XV Международном мусульманском форуме в Берлине

Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XV Международном мусульманском форуме в Берлине Выступление председателя ДУМ Российской Федерации, Совета муфтиев России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XV Международном мусульманском форуме «Межрелигиозный диалог в условиях постсекулярного мира – поиск платформ взаимодействия» в Берлине:

بســم الله الـرحمــن الرحيــم
الحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه أجمعين
السلام عليكــم ورحمـة الله وبركاتــه

Уважаемые братья и сестры, дамы и господа!

От имени 25-милионной мусульманской уммы России, Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России сердечно приветствую Вас на XV Международном мусульманском форуме молитвенными пожеланиями мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения.

Благодарю каждого из вас за участие в нашем XV Международном мусульманском форуме. Наша особая сердечная благодарность – единоверцам в Германии, в частности Исламской федерации Берлина и его президенту Мураду Гюлю, который пригласил наш форум в Берлин и выступил соорганизатором его XV-го заседания. Я искренне рад приветствовать в этом зале глубокоуважаемого моего брата и друга главу Управления по делам религии Турецкой Республики профессора доктора Али Эрбаша, который в личном качестве впервые на нашем форуме, а также и всех тех моих дорогих братьев и соратников, с кем наше общение стало регулярным и приобрело характер прочных духовных связей. Выражаю так же признательность представителям государственных структур Германии, которые взаимодействовали с нами посольству Федеративной Республики Германия в Москве и посольству Российской Федерации в Берлине за содействие в организации нашего мероприятия.

Говоря о юбилее нашего форума, хочу напомнить, что наш форум зародился как общероссийская платформа, объединяющая мусульманских религиозных деятелей, интеллектуалов и научного сообщества, открытая к диалогу с органами власти. Уже через несколько лет она стала собирать наших братьев из стран СНГ и ближайших соседей России, а затем приобрела характер международной площадки, на которой встречается многообразие мусульманских сообществ и культур от западной Европы по южным и восточным границам евразийского континента. За 5 лет деятельности в международном статусе наш форум приобрел верных друзей и единомышленников в 45 странах мира и иншаАлла, и это число будет в дальнейшем расти. Мы воздаем хвалы Аллаху Субханаху ва Тааля за то, что нам удалось сплотить такое весомое количество мусульманских интеллектуалов, духовных и общественных лидеров, наших коллег по межрелигиозному диалогу, а также людей светской культуры вокруг ценностей диалога и сосуществования, гуманизма.

Для плодотворного диалога необходимо отказаться от установок о превосходстве кого-либо из его участников, а сконцентрироваться на братском равенстве всех субъектов взаимодействия. Именно таким был задуман наш форум более 15 лет назад и я рад, что он состоялся как площадка для равноправного и открытого диалога всех заинтересованных сторон.

В этом году мы озаглавили форум «Межрелигиозный диалог в условиях постсекулярного мира – поиск платформ взаимодействия».

В течение последних лет мы много говорили о тех вызовах, которые стоят перед мусульманской уммой в начале XXI столетия. Разрушительное влияние идеологии потребления на человеческую цивилизацию и на всю нашу планету – очевидно для всех.

Давление глобализации и секуляризации на мусульманский мир привело к появлению феномена религиозного терроризма и экстремизма, которые очевидным образом вредят в первую очередь самой исламской религии и дискредитируют ее. В ответ на это мы призывали наших собратьев по вере, собиравшихся на наших Международных мусульманских форумах в Москве и Лондоне, Хельсинки и Париже – развивать идеи коранического гуманизма.

Мы знаем, что гуманистический потенциал нашей религии позволил ей уже в раннее средневековье стать одним из столпов процветающей, всесторонне развитой и глобальной цивилизации, охватившей весь Старый свет. В соработничестве с иудейскими, христианскими, зороастрийскими и буддийскими учеными и просветителями выдающиеся мусульманские мыслители заложили основы современной науки. От алгебры до астрономии, от химии и физики до биологии и медицины, от истории до географии – в каждой из этих наук вы найдете множество открытий, сделанных представителями мусульманской культуры. И при этом наша мусульманская культура и цивилизация, призывая к интеллектуальному и духовному развитию, никогда не преследовала другие религии, не отрицала право людей на свободу совести и свободу мысли.

Мусульманские мыслители, начиная с конца 19 века, выступали за суверенитет народа, правовое государство, равенство перед законом и судом, независимо от религии, пола и расы.    

Как известно, мирное сосуществование мировых религий было поставлено под вопрос, прежде всего многовековыми агрессивными Крестовыми походами. Но в дальнейшем, несмотря на ряд проблемных моментов, представители разных религий сделали множество значимых шагов по налаживанию диалога и мирной жизни, начиная от «Благородного рыцаря» эмира Салахутдина в XII веке вплоть до декларации «Ностра этатэ» со стороны Римско-Католической церкви в 1965 году. Сегодня мы со всей очевидностью признаем, что в плане защиты религиозных и гражданских свобод, равноправия, многообразия, западные общества и государства пошли куда дальше многих теократических государств.
И задача религиозных институтов и их лидеров в новых условиях состоит не в том, чтобы отвоевать жизненное пространство друг у друга или у светского государства, не контроль над политической и гражданской сферами. Так в чем же тогда заключается наша задача в контексте текущего положения дел и через призму межрелигиозного общения и взаимодействия?

Рассуждая в относительно приземленных, социальных категориях, вынесу на суд сегодняшней аудитории ряд тезисов. Во-первых, конкуренция между религиями может выражаться в их соревновательности только в индивидуальном порядке, то есть в сознании и мировоззрении каждого конкретного человека. Лишь индивид как субъект принятия решения определяет для себя, в чем он нашел истину и путь к спасению.

Еще одним полем доброй, лишенной взаимной ревности состязательности может стать соперничество в накоплении социального капитала. Вот как об этом сказано в Священном Коране в суре «аль-Маида»:

«Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху и Он поведает вам о том, что Он даровал вам» (Сура аль-Маида, аят 48).

وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَٰكِنْ لِيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُمْ ۖ فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ ۚ إِلَى اللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُكُمْ

بِمَا كُنْتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ

При этом состязание религий во влиянии на общество и на власть губительно. Именно поэтому мы рассматриваем построенную на мудрых принципах светскость как гарантию равноудаленности власти и равных условий для развития различных религиозных традиций. Тем более не допустимо использовать религию в репрессивных целях, ограничивать развитие одной религии в пользу другой. Религиозные институты призваны выступать защитниками друг друга, но не с позиций совместного давления на власть, а с позиции признания своего брата, поминающего Бога.

Во-вторых, нам следует отказаться считать то или иное вероисповедание маркером гражданской лояльности и, наоборот, не делить верующих на своих и чужих, достойных доверия и недостойных.

Мы в России высоко оценили исторический визит Папы Римского на Аравийский полуостров и его результаты в виде подписанного совместно с шейхом университета аль-Азхар Ахмадом ат-Тайебом документа.

Считаю положения этого документа о реализации идеи «полного гражданства» и отказа от такого понятия, как «религиозное меньшинство», заслуживающими самого глубокого осмысления.

Большинство из присутствующих в этом зале представляют европейские  религиозные общины, и мы прекрасно осведомлены о положении мусульман в Европе, о проблемах с преодолением негативных стереотипов, с притеснением мусульман по религиозному и расовому признакам.

В то же время, давайте честно признаемся, что мусульманскому миру предстоит пройти не менее, а возможно и более сложный путь по защите прав религиозных меньшинств и их будущего. В результате известных всем политических событий на Ближнем Востоке в последние 15-20 лет положение христиан в этом регионе оказалось поистине катастрофическим.

То, что мусульмане в лице их политических лидеров равнодушны к массовому исходу наших братьев христиан с земель их традиционного проживания на Ближнем Востоке, безразличны к межрелигиозным трениям и конфликтам в Африке – это повод устыдиться самими собой.

Началом многих человеческих трагедий стало заблуждение, что человек или группа людей волевым решением может переформатировать человеческое сообщество в более совершенный вид, нежели оно было устроено Господом Творцом, что человеку дано право решать, кому властвовать, а кому – прислуживать, кто достоин будущего, а у кого будущее вместе со свободой и достоинством можно грубо отнять. Сегодня мы собрались в европейской столице, которая по историческим меркам еще совсем недавно была повержена, а затем разделена стеной. Мы возносим молитвы и воздаем дань памяти тех наших соотечественников, братьев, союзников, кто пролил свою кровь, пожертвовал своей жизнью ради освобождения Европы от порабощения. Вместе с тем, мы должны, как назидание для себя и прекрасный братский пример, воспринимать ту гигантскую нравственную и духовную работу по переосмыслению истории ХХ века, которую проделали страны Западной Европы и прежде всего Германии.

Предстоящее в мае 2020 года 75-летие окончания II Мировой войны – это сегодня назидание всем нам, предостережение от разрушительных и бесчеловечных экспериментов по принудительной перекройке национального и религиозного состава тех или иных регионов. Геноцид, лагеря беженцев, насильственное изменение этнической карты – это то, что мы наблюдаем сегодня в индо-китайском регионе, в Мьянме, на Ближнем Востоке, в Палестине, отдельных странах Африки. Мы выражаем солидарность с теми нашими братьями и сестрами, которые подвержены изгнанию из домов, гонениям и помещению в исправительные лагеря по принципу коллективной ответственности.

Возвращаясь к основной теме наших обсуждений – роли и места религии в современных светских обществах, постараемся сформулировать миссию религии и религиозных институтов в условиях, когда они не обладают прерогативой установления законов или приведения их в действие. Наш первейший долг – свидетельствовать о своей вере и утверждать главенство великой гуманитарной миссии человека на Земле над его эгоистическими устремлениями. Наш долг – сохранять пространство свободы человеческого духа, которая достигается в вере в Творца. Наш долг – оберегать живой голос совести в наших народах, из поколения в поколение передавать такие качества, как милосердие, сопереживание, правдивость, преданность.

В контексте технологического развития человечества и связанной с этим потерей ориентиров, нравственных границ допустимого вмешательства в естественный ход вещей, от генной конструкции человека до климатических трансформаций − роль религии также весьма актуальна.

Экономическая, демографическая, любая другая прикладная целесообразность научно-технических достижений без оценки моральной стороны этого вопроса могут привести к плачевным результатам. Поскольку вера олицетворяет идею о Боге как о Творце и причине всего сущего, она имеет почву для нравственной оценки достижений науки.

Наконец, наша задача заключается и в том, чтобы хранить духовную традицию и традиционные институты, целостность религиозной и этнокультурной идентичности для тех, кто в результате свободного выбора находит в них истину, вдохновение для добродетельных поступков, а возможно и духовное убежище.

Мы взяли в качестве девиза нашего форума и твердо убеждены в истинности утверждения Аллаха:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не меняют самих себя».
(Сура «Гром», аят 11).

Наше будущее, будущее наших детей и внуков в наших руках. Так давайте же претворим в жизнь коранический призыв изменить себя в лучшую сторону для того, что бы и наше положение, положение всего человечества изменилось в лучшую сторону.

Благодарю вас за участие в нашем форуме! Приглашаю вас, мои братья и сестры, коллеги к обсуждению и обмену мнениями по обозначенной теме.

Берлин, 10 декабря 2019 г.


10 декабря 2019

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку