В этом году исполняется 600 лет со дня смерти великого мусульманского
мыслителя Ибн Халдуна, которого считают предтечей современной социологии.
Изыскания средневекового ученого остаются востребованными и
сегодня.
Абдуррахман Ибн Халдун (1332-1406) был одним из первых
теоретиков истории цивилизаций и автором самых ранних социологических концепций.
По словам историка и философа Арнольда Тойнби, исламский ученый «задумал и
сформулировал философию истории, которая является, без сомнения, самой великой
работой всех времен и народов, когда-либо созданной человеческим разумом». По
своей значимости для социологии как науки он может быть поставлен в один ряд с
такими более поздними авторами, как Макиавелли, Вико, Монтескье.
Родившись
в 1332 году в семье, пришедшей в Тунис из Андалусии (Испания), Ибн Халдун
принадлежал к знатному роду. Его прадед, в частности, во времена династии
Хафсидов был министром финансов. Осиротев в возрасте 16 лет, Абдуррахман
довольно рано начал служить, сначала в качестве писца при дворе султана Туниса,
а затем личным секретарем султана Феса, посланником гранадского эмира к королю
Кастилии и, наконец, хаджибом (советником) у султана Бужи. Последние годы жизни
он провел в Каире, выполняя функции верховного судьи (кады) и занимаясь
преподаванием мусульманского права в университете Аль-Азхар. Незадолго до смерти
ученый перешел на службу к Тимуру (Тамерлану), по заданию которого им было
составлено описание родного Магриба (запад исламского мира - современные Тунис,
Алжир и Марокко).
Готовность ученого служить разным правителям в постоянно менявшейся
политической обстановке оцениваются неоднозначно. Нельзя, однако, не признать,
что непосредственное участие в политической жизни своего времени (служба почти у
всех правителей Магриба) благотворно сказалось на историко-социологических
занятиях и размышлениях Ибн Халдуна.
Самым значительным из его произведений является "Большая история", или
"Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, аджамов и берберов
и их современников, обладавших огромной властью". Особенно знаменито "Введение"
к "Большой истории", известное под названием "Мукаддима". Это работа - своего
рода энциклопедия социально-экономической и политической жизни современной ему
эпохи.
Фрагменты из "Мукаддимы" содержат изложение взглядов мыслителя на
социальную природу человека и его познавательные способности, на закономерности
эволюции (пять фаз) развития государства и на предпосылки, необходимые для
успешного управления государством.
В ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены
династий, в основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических,
военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических
и иных факторов.
В своей работе «Закон Ибн Халдуна», новосибирский профессор Николай Розов
показал насколько актуальны исследования Ибн Халдуна применительно к российским
политическим реалиям. Он, в частности, пишет: «Ясно, что аспекты и факторы
средневекового египетского общества радикально отличаются от современных
российских. Однако сам взгляд средневекового египтянина оказывается весьма
проницательным, а подход к учету множественных причинных связей и циклических
закономерностей - вполне современным и поучительным. Неудивительно, что идеи Ибн
Халдуна сейчас развиваются и уточняются в математическом моделировании
зарубежными и отечественными авторами».
***
Даже приведенные выше заслуги Ибн Халдуна не дают полного представления
о нем, если не брать во внимание тот духовный мир, в котором жил и творил
ученый. Для всестороннего и глубокого осмысления его трудов необходимо знать ту
атмосферу духовных ценностей, которые окружали его, из которых он черпал свое
вдохновение.
Ведя научную деятельность, давая наставления людям, он не
забывает о своем положении в глазах Творца. Как благочестивый мусульманин, он
предваряет свою знаменитую работу следующими словами: «Пишет бедный раб
(Всевышнего) Абдуррахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун Аль-Хадрами, нуждающийся в
своем Господе и уповающий на Его милость».
Его жизнь и творчество
пронизаны исламскими ценностями и строятся на исламском нравственном кодексе,
культуре и этике, общественном укладе, экономической и политической системе,
проистекающими из Божественного писания и законов природы, установленных
Всевышним.
Согласно исламу, все люди рождаются безгрешными и праведными, и в равной
степени ответственны перед Всевышним, независимо от национальности, пола, и
расовой принадлежности: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами,
сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга, ибо самый
уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий,
сведущий» (Коран, 49:13).
Ибн Халдун изучал самые разные народы, племена и цивилизации, их обычаи,
политические и экономические системы. Он выявлял законы и причинно-следственные
связи, лежащие в основе формирования личности, а также целых обществ, государств
и культур, исследовал связи между географией народов и их образом жизни,
нравственными и мировоззренческими основами.
Ислам создал из общин
невежественных бедуинов передовую цивилизацию, подарившую миру великих ученых и
первооткрывателей. Это учение превратило безжалостных грабителей в справедливых
мудрецов, а развратных пьяниц - в выдающихся общественных деятелей. Они были
благородными рыцарями днем и плачущими в молитвах монахами ночью - так называли
сподвижников Пророка Ислама.
Ибн Халдун стал продолжателем этого наследия. Он был из той же плеяды
благочестивых ученых, что и великий врач Ибн Сина или выдающийся математик
Аль-Хорезми. Они олицетворяли величайшую цивилизацию, стоящую на двух столпах -
вере и науке.
Стремясь познать законы человеческого бытия, Ибн Халдун был
историком, географом и языковедом, таким образом исполняя волю Всевышнего,
подобно многим другим выдающимся ученым и мыслителям, которые раскрывали глубину
знамений Аллаха: «Скоро Мы покажем им Наши знамения в разных краях и среди них
самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) - истина» (Коран, 41:53).
Великий мусульманский мыслитель Ибн Халдун, а вместе с ним плеяда других
не менее известных миру мусульманских ученых средневековья внесли бесценный
вклад в развитие человечества. Они создавали и творили, будучи вдохновленными
аятами священного Корана, наследием заключительного пророка и его благочестивыми
последователями. Свидетельством этого стали их бесценные труды, которые
пронизаны священными текстами и богословской риторикой, в которых религиозное
неразрывно связанно с научным.
Мухамед
САЛЯХЕТДИНОВ
Использованная литература:
1. Ибн Халдун. «Тарих Ибн Халдун»
("Большая история") . Бейрут, 1992 г.
2. Арифов С. «Ибн Халдун - наследие его научных трудов». Газета «Арраид» №
73.
3. Розов Н. «Закон Ибн Халдуна». Журнал «Политический класс» №
15.