Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) опубликовал результаты
опроса россиян, целью которого было выяснить, что такое духовность. 91% из 1600
опрошенных заявили социологам о своем знании тайного смысла этого слова. Однако
в ходе дальнейшего общения с респондентами выяснилось: каждый толкует его на
свой лад.
О духовности говорят сегодня все, кому не лень. Ее рост в
обществе - едва ли не главная цель отцов нации. Во всяком случае, не менее
значимая, чем рост уровня благосостояния. То есть, вы, пожалуйста, станьте
подуховнее, а уж мы позаботимся о вашем кошельке.
В советские времена
слово "духовность" ассоциировалось исключительно с религиозным сознанием.
Сегодня, как выяснили сотрудники ФОМ, лишь четверть граждан России связывают это
понятие с верой в Бога, религией, церковью. Вот некоторые из ответов:
"Духовность - единое целое с Богом", "это значит быть ближе к церкви", "я своего
Аллаха знаю, верю в него и буду верить". В этой категории респондентов 46%
считают, что духовности в жизни общества по сравнению с советскими временами
стало больше, 39% заявили об ее упадке. Расклад практически 50 на 50 - уже
серьезный повод для разговора о том, в каком состоянии сегодня пребывает
баснословная "русская душа". Однако "духовность" и "религиозность" для
подавляющего большинства жителей нашей страны - вовсе не синонимы.
Так,
21% опрошенных считают, что духовность - это совокупность положительных
моральных качеств человека. А ее признаками называют некую "систему ценностей",
"доброту и человечность", "поддержку и взаимопонимание".
К этой группе
высказываний примыкают, по мнению экспертов, суждения, в которых духовность
понимается как душевная чистота, мир и гармония. В глазах 7% участников опроса
ФОМ духовный человек - тот, кто умеет жить в ладу с людьми и самим собой.
Церковь четко разделяет понятия "духовность" и "душевность" (первое - от Бога,
второе - так сказать, от папы с мамой), но большинство россиян, похоже, не
чувствует разницы. Около 10% определяют духовность как "богатый внутренний мир",
"богатство души", причем не уточняют, нравственный или интеллектуальный аспект
имеется в виду. 8% полагают, что духовность - результат образования и
воспитания, и ставят знак равенства между загадочной духовностью и "чтением
книг", "интеллигентностью", "культурой поведения". 5% склонны видеть в
духовности стремление к самосовершенствованию. Еще примерно для стольких же
россиян духовность подавно размыта в очертаниях - это "вера во все хорошее",
"вера в идеалы" и просто "вера, надежда, любовь".
Показательно, что все
разговоры и споры о духовности чаще всего протекают в категориях "больше -
меньше". 49% респондентов заявили, что раньше духовности было больше, 23% -
считают, что ее удельный вес понемногу растет, остальные не смогли дать внятного
ответа. Причем, как отмечают социологи, в данном случае различий в суждениях
между возрастными группами нет - опыт жизни в советское время роли не
играет.
Каким образом сегодня в России сосуществуют представления о росте
религиозности - с одной стороны, и падении нравственности - с другой? Почему
коллективный культпоход в церковь никак не сказывается на моральном облике
постсоветского человека? Эти вопросы, по мнению экспертов ФОМ, заслуживают
отдельного рассмотрения.
Михаил ПОЗДНЯЕВ
"Новые известия"
15
января 2007 г.