Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Уместные сомнения: эксперты сомневаются в запрете ваххабизма в России.

Уместные сомнения:   эксперты сомневаются в запрете ваххабизма в России. Предложение муфтия Чечни Салаха Межиева о законодательном запрете ваххабизма на территории Российской Федерации от лица Координационного совета мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) одобрил глава этой организации — муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев. ««Безусловно, ваххабизм необходимо запретить. Мы полностью поддерживаем эту инициативу», — сказал Бердиев. Удастся ли в России осуществить то, чего добился в 2000 году в Чечне Ахмат Кадыров — объявить вне закона такое сложное явление как ваххабизм? Эксперты на этот счет иного мнения.

Арабист Григорий Косач, специалист по Саудовской Аравии, профессор РГГУ, оценил предложение муфтия Чечни, поддержанное Исмаилом Бердиевым, крайне критически.

«Термина «ваххабизм» у арабистов не существует, — сказал Косач корреспонденту EADaily. — Этот термин существует только в обиходе обывателей, журналистов, некоторых экспертов и в заявлениях представителей российского руководства. В Саудовской Аравии термина «ваххабизм» никто не употребляет. То, что у нас часто называют применительно к Саудовской Аравии ваххабизмом, на самом деле ханбалитский мазхаб суннитского ислама, реформированный в XVIII веке Мухаммедом Абдулваххабом. На этом вопрос исчерпывается.

«Совершенно очевидно, что заявление муфтия Чечни о запрете ваххабизма — это прямое следствие реакции на принятие в конце августа в Грозном так называемой „Грозненской фетвы“, — говорит Косач. — Я с самого начала был настроен к богословской конференции в Грозном и к этой фетве очень скептически. Скажу откровенно: принятие этой фетвы было неразумным шагом. Хотя бы потому, что ее пункты имели следствие в виде охлаждения и ухудшения отношения правящих кругов Саудовской Аравии к России. В России, к сожалению, только специалисты могли увидеть, как отреагировали на „Грозненскую фетву“ ведущие СМИ Саудовской Аравии. В религиозном плане эту фетву там расценили как призыв к расколу в рядах мусульманской уммы перед лицом глобальных угроз. В политическом плане „Грозненскую фетву“ оценили в КСА как-то, что в России определяют Саудовскую Аравию как источник террористической угрозы. В саудовских газетах упоминали, что аргументами „Грозненской фетвы“ могут воспользоваться оппозиционные круги королевства. Саудовская оппозиция — это находящиеся в Лондоне мигранты, не имеющие решающего влияния на внутренние дела в королевстве, но активно заявляющие о себе в западной печати. Я расценил „Грозненскую фетву“ и ее последствия как предпосылки к тому, чтобы отношения России и Саудовской Аравии дальше продолжали деградировать».

По словам арабиста, в Саудовской Аравии «свой взгляд на происходящее в мире». «Например, когда российские ВКС были впервые использованы в Сирии, в Саудовской Аравии раздался призыв объявить России джихад. Я писал в своей статье для «Независимой газеты», что руководство королевства тогда немедленно остановило этот призыв. Людям, которые выступили с призывом джихада против России, Эр-Рияд четко сказал, что джихад — это исключительно полномочия правителя королевства, и поэтому никто кроме правителя королевства не правомочен ничего заявлять и требовать по этому вопросу. После этого призыв к джихаду против России в Саудовской Аравии заглох. В связи с обращением муфтия Чечни о запрете ваххабизма — именно в такой буквальной трактовке — у нас возникает ситуация, аналогичная той, что возникла в КСА, когда некие люди там попытались объявить джихад России. Российскому руководству нужно обдумать последствия, которые могут возникнуть, если просьба муфтия Чечни к президенту России будет одобрена Москвой в своем изначальном виде.

«Совершенно очевидно, что за требованием о запрете ваххабизма в России стоит не только муфтий Чечни Салах Межиев, но и глава Чечни Рамзан Кадыров, — утверждает эксперт — Также очевидно, что в серьезный скандал вовлекают главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Мы видим, что в мусульманском сообществе России по этому поводу наблюдается серьезный раскол, который продолжает углубляться. Вопрос, хорошо ли это для наших отношений с Саудовской Аравией? На месте Владимира Путина я бы сказал Рамзану Кадырову, что это все пора завершать. В общем, в Чечне должны хорошо задуматься над тем, что именно они заявляют и требуют. То, что у нас называют ваххабизмом, на самом деле очень сложное и многослойное явление. Если на Северном Кавказе, Поволжье или где-то еще есть деструктивные признаки экстремистского и террористического характера, не надо это распространять на все мусульманское сообщество Российской Федерации. Тем более, содействовать на этой основе деградации двухсторонних отношений Российской Федерации и Саудовской Аравии».

«Ваххабизм в текущем понимании — это не более не менее чем государственная идеология династии Саудов, правящей в Саудовской Аравии в течение нескольких веков. Саудовская Аравия — лидер суннитского направления ислама, — сказал корреспонденту EADaily главный редактор журнала „Вопросы национальной стратегии“ Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ). — Призыв муфтия Чечни посему равнозначен призыву к властям Российской Федерации разорвать отношения с Эр-Риядом. Представьте себе, к каким последствиям в арабском и мусульманском мире приведет осуществление этого призыва. Не думаю, что руководство Российской Федерации откликнется на призыв из Грозного и будет инициировать подобного рода процедуры на законодательном государственном уровне».

«В этом вопросе есть и сугубо юридический аспект, — говорит Куртов. — Термин „ваххабизм“ имеет очень узкую применимость. Его употребляют в качестве обобщающего термина представители науки, политологи, журналисты. Более активно его употребляют в мусульманском сообществе. Обывателю этот термин также известен, благодаря СМИ. Но в юридической и законодательной практике пока что нет общепринятой дефиниции того, что такое ваххабизм и чем он отличается от других экстремистских течений. Если брать этот термин в „голом“ виде, то получится запрет идеологии. Идеологию запретами победить невозможно, это делается только с помощью альтернативной идеологии. Можно, конечно, попытаться осуществить запрет, используя прецеденты с судами против представителей запрещенных в России террористических организаций джихадистского направления. Но здесь есть нюанс. Эти представители-джихадисты были осуждены за определенные деяния, а не за свои убеждения. Юриспруденция четко отделяет мысли и действия. Нельзя на основании одного криминализировать другое».

«Я сомневаюсь, что руководство России поддержит призыв из Грозного по полному запрету ваххабизма в России, — заключает Аждар Куртов. — Тем более, что в Москве хорошо знают: в мусульманской умме существуют другие способы преодоления деструктивных явлений, которые ведут к терроризму и экстремизму. Джихадизм, как я уже говорил, это идея, которую можно преодолеть только более сильной конструктивной идеей. Одними полицейскими методами, как показывает история, идею победить нельзя. Можно уничтожить носителей идеи, а идея от этого может только укрепиться».

Северо-Кавказская редакция EADaily


8 октября 2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку