Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > ДУМРФ > «Безбожные пятилетки» против ДАИШ. Как спасать нашу молодежь?


После истории со студенткой МГУ Варей Карауловой, которую турецкие власти задержали недалеко от сирийской границы, проблема вербовки нашей молодежи в ДАИШ привлекла самое широкое внимание экспертов и СМИ. Мы давно говорим о необходимости координации между светскими специалистами и духовенством в налаживании эффективной работы с подрастающим поколением.
Вызывают, однако, тревогу подходы некоторых экспертов и политиков, взявшихся за спасение молодежи. Как бы в результате очередной кампанейщины, замешанной на неоднозначных идеях и методах, не выплеснуть с водой и ребенка…

Читаешь Коран - террорист?

21 июля с. г. в МИА «Россия сегодня» в Москве прошла пресс-конференция, посвященная тому, как распознать человека, собирающегося в ДАИШ. Даже беглое ознакомление с советами отдельных спикеров вызывает, мягко говоря, недоумение.
Оказывается, тревожным сигналом является появление у подростка Корана(!) или учебника арабского языка. А интерес к Исламу – это, вообще, путь в терроризм. Как понимать такие рекомендации и утверждения в духе «безбожных пятилеток» из уст уважаемых деятелей?!
«Значительная часть сторонников ИГ переходит в Ислам из Христианства, Иудаизма, или они были атеистами. Много новообращенных. Поэтому если ваш ребенок вдруг стал изучать Коран, приобрел самоучитель арабского языка – это сигнал», – предупредила председатель комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии, первый вице-президент «Российского фонда мира» Елена Сутормина.
По мнению же председателя научно-консультативного совета Антитеррористического центра государств-участников СНГ Марианны Кочубей, наряду с Кораном и арабским словарем, признаки экстремизма - это хиджаб и посещение мечети, а также религиозная лексика и смена поведения молодого человека.
«Желтые флажки – это смена речевых паттернов. Если вдруг начинает меняться лексикон, появляются новые словечки (в том числе связанные с религией – прим. МИР «Россия сегодня») – это тоже повод обратить внимание. Смена поведенческих паттернов – у вас православная семья, а ребенок вдруг начинает ходить в мечеть, надевать хиджаб. Изменяется круг друзей. Как только вы среди друзей увидели взрослых, которые не характерны для вашего стандартного круга, – это тоже сигнал. Это может быть вербовщик», – заявила Кочубей.

Тенденция, однако

В последнее время в связи с актуализацией проблемы экстремизма под мусульманскими лозунгами из-за зверств ДАИШ в экспертной среде наметилась тревожная тенденция. Ее можно назвать – антирелигиозной. Речь уже не об «исламской экстремизме» или даже Исламе, а о религии вообще.
Давайте приглядимся к тому, что говориться. Советуют в крайне негативном ключе воспринимать интерес к вере, изменение человеком модели поведения (т.е. соблюдение религиозных норм в быту), обретение ценностных ориентиров, имеющих не светское происхождение. Иными словами, если подросток отказывается от традиционного для ребят его круга образа жизни – тут необязательно подразумевается что-то плохое, но в любом случае религия не играет для них существенной роли – и обращается к некоему идеалу, к высшему началу, задумывается о смысле бытия и своей роли в нем, то это опасно, т.к. ведет к экстремизму, потом к терроризму, и, в конце концов, в ДАИШ.
Да, сейчас это касается мусульманам. Но нет никаких гарантий, что завтра тоже самое уважаемые эксперты не станут говорить, например, о Православии, вспомнив о добровольцах, которые под крестами сражаются в Донбассе, или в недавнем прошлом об воцерковленных активистах, отправлявшихся на фронты бывшей Югославии, в Приднестровье и т.д.
С точки зрения неолиберала, обращение человека к вере, к высшим ценностям, поиски смысла жизни, вредны и опасны, в принципе. Считается, что любой идеализм рано или поздно приводит к экстремизму. Т.е. экстремизм - это не девиация, имеющая социально-политические, а не духовные корни, а, скорее, религиозность в развитии.
Человек для неолиберала и постмодерниста – существо «здесь и сейчас», задача которого максимально комфортно устроиться в жизни на выпавшие ему совершенно случайно в результате Большого взрыва и эволюции 60-70 лет. Поэтому забивать голову себе высшим смыслом, которого нет, – лишь тратить время и рисковать оказаться там, где не надо.
Неосекулярист не понимает религии как таковой, не понимает обращения к ней людей, не понимает, зачем кто-то воцерковляется, а кто-то встает на пятикратный намаз. Он искренне считает, что любая религия – это лишь средство одурачивания одних другими в корыстных интересах.

Антирелигиозный вечер с Соловьевым…

Утверждения о том, что роль религии и религиозности (без относительно конфессии) в нашем обществе должна быть кардинально пересмотрена, уже прозвучали в установочном, как раньше выражались, политическом ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия» несколько недель назад.
В контексте обсуждения проблемы ДАИШ и вербовки молодежи вице-спикер Госдумы и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, Александр Михайлов, генерал-майор запаса ФСБ, бывший руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России, бывший сотрудник Администрации Президента, ныне глава центра «Религия и общество» Алексей Гришин, а также сам ведущий, сошлись на идее, что религиозные структуры, в том числе Русская православная церковь (это было подчеркнуто особо), не справились с отведенными им государством воспитательными и идеологическими задачами. И вообще их роль сегодня переоценена. Поэтому они предложили ограничить сферу деятельности религиозных организаций стенами храмов, а все остальное возложить на светские учреждения.
Понятно, что данных спикеров нельзя отнести к либералам, но тут их отношение к религии вполне в либеральном духе.
Не буду сейчас и вступать в полемику относительно того, что религиозные организации не оправдали возложенную на них роль. Это отдельная тема. Замечу лишь, что структуры той или иной конфессии – это часть нашего общества с его историей и проблемами, и они развиваются вместе, а не отдельно, поверх, общества.

Исламское просвещение, а не радикальный секуляризм, – вот решение

На мой взгляд, данная, назовем ее радикально-секуляристская методология, не будет работать не только в сфере противодействия экстремистам, конкретно ДАИШ, но и губительна в целом. Если говорить совсем просто, без активной позиции религиозных организаций, в отсутствии в обществе идей высшего начала происхождения жизни, морали и нравственности наступает или озверение, или деградация.
Это мы видим на примере Запада и недавней истории нашей страны. Без религии общество, которое опирается на светскую мораль, игнорирующую идею о высшем происхождении моральных ценностей, скатилось в нацизм, фашизм, тоталитарный коммунизм. Все это антирелигиозные светские идеологии. Даже головорезы ДАИШ по сравнению с их практиками – дети. Никогда человечество не знало таких страданий, как в безрелигиозном XXвеке. Сегодня же все в ужасе от гей-браков и других «прелестей» секуляризма, выступающего за жесткую маргинализацию веры и верующих.
Вопрос методологии в противодействия вербовщикам ДАИШ в России – совсем не праздный. Романтики бегут в Сирию и Ирак, или в другие места, где им сулят перспективы строительства «светлого будущего», не из-за религии, а как раз из-за ее незнания, из-за того, что не все религиозные организации, в данном случае исламские, работают эффективно.
О необходимости сделать акцент на усилиях в этом направлении говорит президент Владимир Путин, опирающийся на мировой опыт и исследования серьезных специалистов. Нужно больше центров просвещения, воспитания, социализации мусульманской молодежи. Ислам, как метко замечает Тарик Рамадан, известный западный мусульманский интеллектуал, профессор Оксфорда, – не причина, а средство решения проблемы экстремизма.

Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ответственный секретарь Международного мусульманского форума

23 июля, 2015


23 июля 2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку