Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Ф.Асадуллин: русские мусульмане порой незаслуженно высокомерно относятся к наследию этнических мусульман

Предлагаем вашему вниманию интервью заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России шейха Фарида Асадуллина «Порталу-Credo.Ru».

- Российская исламская умма продолжает прирастать выходцами из народов, для которых традиционно не было характерно исповедание ислама. Какие проблемы в связи с этим Вы могли бы обозначить в первую очередь?
- Прежде всего через Ваш Портал хотел бы поздравить мусульман с праздником Маулид ан-Наби - День рождения пророка Мухаммада (мир ему), пришедшийся в 2014 г. на январь.
Прошедший год, как и предыдущий, во многом похожи, поэтому, оценивая события 2013 г. в жизни уммы, можно в целом повторить то, что я говорил Вашему Порталу ровно год назад. Подчеркну лишь то, что умма становится все более многонациональной за счет заметного притока славянских этносов – русских и украинцев. Продолжается формирование «русского ислама» - ислама выходцев из русской среды и воспитанных на русской культуре.
Этот процесс, начатый на рубеже XX и XXI веков, сегодня в жизни уммы уже невозможно не заметить. Как правило, это люди с хорошим уровнем образования, нередко состоявшиеся в своей профессии, но с разным пониманием своего места в новой для них религиозной среде. Часто они своей журналистской, благотворительной деятельностью или писательским творчеством привносят в жизнь общин позитивную энергию обновления и становятся в некоторых регионах лидерами. Бывает и так, что, критично и даже порой незаслуженно высокомерно относясь к опыту и духовному наследию этнических мусульман - татар, башкир и кавказских народов, новообращенные пытаются самостоятельно и изолированно строить свою религиозную жизнь. Такой выбор таит в себе много опасностей, поскольку ведет к обособлению и уходу в надуманный, далекий от повседневной жизни «книжно-красивый» ислам, почерпнутый из переводной исламоведческой литературы или опыта общения с единоверцами, например, из стран Персидского залива.
Проблема русских неофитов, заряженных пассионарной активностью, заслуживает самого серьезного внимания со стороны ДУМ и государства, поскольку новообращенные, не имея твердых исторических корней, общих с традиционной умой, готовы к восприятию облегченных рецептов того, «как стать настоящим мусульманином». Общение с ними в силу разности взглядов на природу российского ислама складывается непросто. В этом смысле очень полезной может оказаться миссия русского мусульманина, главы религиозной общины «Прямой путь» Али Вячеслава Полосина, прошедшего тернистый путь от священника РПЦ МП до мюрида дагестанского шейха Саида-эфенди Черкейского, да пребудет с ним милость Аллаха. Авторитет Полосина как вдохновителя и одного из идеологов Национальной организации русских мусульман сегодня как никогда востребован и на деле может помочь адаптироваться молодым новообращенным мусульманам в новой для них среде.

- Как, по-Вашему, можно трактовать результаты октябрьской встречи В.В. Путина с лидерами российского исламского сообщества, его призыв о создании «российской исламской науки»?
- Встреча очень своевременная и нужная. Отметим, что она не первая и, думаю, не последняя. Проблема только в том, как активизировать имеющиеся у государства механизмы, которые приведут к реализации поставленной президентом задачи. Выступление муфтия Равиля Гайнутдина на этой встрече, на мой взгляд, может стать неким конструктивным планом, как приблизить решение этой задачи.

- Что можно сказать ныне об исламофобии в России? Можно ли сказать, что ее уровень поднялся, либо снизился?
- Запреты на перевод Корана, его публичное сжигание, экстремистские призывы Жириновского отгородиться от Кавказа заставляют здравомыслящую часть общества искать собственную точку зрения на религию, которой в последнее время отводится большое место в СМИ и в общественной жизни страны. Эти поиски, как я уже сказал, часто не отвращают, а ведут к адекватному пониманию сути исламского вероучения. У исламофобии есть оборотная, куда более привлекательная сторона, назовем ее исламофилия.

- Известно, что сегодня положение в сердце исламского мира - арабских странах, - мягко говоря, турбулентное. Как по-Вашему это влияет на ситуацию с исламом в России и мире?
- В условиях очень запутанной и сложной политической ситуации, сложившейся в арабо- мусульманском мире – от Туниса до Бахрейна, включая такие ключевые для региона страны как Египет и Сирия, - трудно делать какие-либо долгосрочные прогнозы в отношении перспектив развития внутрирелигиозных исламских связей. В целом они на сегодня, несмотря ни на что, развиваются успешно.
Что бы ни происходило вокруг южных границ России, российский ислам имеет свою историческую логику внутреннего развития, он в определенном смысле самодостаточен, поскольку опирается на собственные, достаточно крепкие духовные традиции ханафитского ислама и шафиитского суфизма. Понятно, что они в эпоху глобализации испытывают сильную конкуренцию со стороны новых «импортированных» учений из разных уголков арабо-мусульманского мира, но на сегодня каких-либо прогнозируемых перемен и изменений в духовной жизни и духовной практике российских мусульман я не вижу.

Беседовал Валерий Емельянов,
«Портал-Credo.Ru»


30 января 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку